Крымский период - История и культура греков Украины - История
Крымский период
Новая эпоха в истории Южной и Восточной Европы началась с завоеваний крестоносцев и татарского нашествия. После захвата и разрушения Константинополя участниками четвёртого крестового похода на обломках Византийской империи образовался ряд новых государств. Большинство византийских владений, в частности на побережье Северного Причерноморья, были потеряны империей навсегда. В начале ХIII ст. Херсонская фема находилась в вассальной зависимости от Трапезундской империи. В 1223г. в Крыму впервые появились татары, которые разрушили Сугдею. В 1239г. они захватили город снова, а территория степного Крыма и морское побережье – от Сугдеи до Феодосии – вошли в состав улуса Джучи, и с того времени их жителям приходилось платить дань татарскому хану. Но и при новых обстоятельствах Сугдея сохранила городское самоуправление и большую часть своего греческого и другого христианского населения, которое в укрытиях переждало опустошительные набеги татар, а потом вернулось в город. Купить металлочерепицу топ 50 магазины металлочерепицы.
Не лучшие времена переживал и Херсон (Сарукерман), в котором, в отличие от предыдущих кочевых народов, осело много татар. Однако наиболее ощутимого удара херсонским и византийским купцам в Крыму нанесли не татары, а итальянские торговые республики, которые на протяжении второй половины ХIII ст. вытеснили их из черноморской торговли. В то же самое время основные торговые пути, которые проходили через Малую Азию и Константинополь, переместились на юг и север, что окончательно подорвало бывшее могущество Византии. Однако культурные и торговые связи крымских греков с малоазиатским центром эллинизма в Трапезунде не прекращались до середины ХV ст.
Проникновение итальянцев на берега Чёрного моря началось ещё в ХII ст. После Нимфейского соглашения (1204г. ) генуэзская экспансия в Причерноморье значительно усилилась. В конце 60-х годов ХIII ст. генуэзцы основали на месте Феодосии, которая находилась под властью татар, торговую факторию Кафу, а также целый ряд других торговых поселений в Крыму, в том числе Боспоро (Воспоро, Воспор, Боспор, современная Керчь) и Чембало (современная Балаклава). Генуэзское поселение появилось и в Херсоне. Древние конкуренты Генуи – венецианцы – осели в Сугдее, которую итальянцы стали называть Солдайей. После войны с Венецией (1350-1356) Генуя практически установила свою монополию в черноморской торговле. Генуэзцы взяли под контроль Тану и основали ряд новых торговых факторий, которые размещались в основном в традиционных местах древнегреческой колонизации.
Согласно административно-территориальному устройству крымские владения Генуи делились на консульства Кафа, Боспоро (Воспоро), Солдайю, капитанство Готию, консульство Чембало.
В ХIV-ХV ст. в горном Крыму появляется и татарское феодальное землевладение, которое основывалось на использовании труда невольников и зависимого населения. Однако в то время татары вели в основном кочевой образ жизни и принимали участие в хозяйственной жизни Крыма преимущественно как поставщики невольников и сырья (кожа, шерсть).
В конце ХIII – в ХIV ст. Кафу и другие генуэзские колонии населяли преимущественно армяне, греки, аланы, евреи. К привилегированной верхушке принадлежали греческие и армянские купцы, ростовщики и часть самых богатых ремесленников. Греческие купцы занимали почётное место в торговле генуэзских колоний, в частности в традиционном с античных времён экспорте хлеба и сельскохозяйственного сырья в Константинополь и итальянские города. Они принимали активное участие и в посреднической торговле невольниками (черкесы, абхазы, славяне).
Удельный вес греческого населения в ХV ст. постоянно уменьшался. Кроме этого, небольшое количество греков, выходцев из Крыма и Малой Азии, служили наёмниками в генуэзском войске. Определённую часть населения колоний составляли греческие ремесленники, хлеборобы и виноделы. Часть греков-селян образовывала свободные сельскохозяйственные общины, другие работали на землях больших землевладельцев.
Таким образом, греческие жители практически представляли все социальные слои генуэзских колоний. В ХIV-ХV ст. крымские греки поддерживали торговые связи с греками Константинополя и Архипелага, что способствовало сохранению традиций византийского эллинизма. Другим фактором объединения христианского населения колоний в условиях изменчивой этнополитической ситуации в Крыму выступала греко-православная церковь, которая сохраняла этническую самоидентификацию греков. В частности, только в Кафе греки имели две большие церкви – Св. Лазаря и Св. Екатерины.
В 1453г. произошло падение Константинополя, что значительно усложнило морские связи с Генуей. В 1475 году Крымом овладели турки-османы. Они разгромили генуэзские колонии и превратили хана в своего вассала. Османская культура, преимущественно в сфере бытовой, оказала заметное влияние на население полуострова. В этих условиях ухудшились отношения с крымскими татарами, которые с 50-х годов ХV ст. придерживались протурецкой ориентации.