Скифы и греки - Образ жизни и обычаи скифов - Полезно знать - Литература

Скифы заселили земли вдоль северного черноморского побережья в VII в. до н.э. Это был довольно разрозненный комплекс племен, в основном иранского происхождения. Ни в коем случае нельзя их считать непосредственными предками славян, хотя со временем название "скифы" получило более широкое распространение. Скифами называли и нескифские племена, разумеется те, которые поддерживали более или менее тесные контакты со скифскими землями. Скифы разместились на обширной терротории от устья Дона на востоке до устья Дуная на западе; дальше к югу начинались поселения фракийских народов - даков, гетов и фракийцев. Первоначальные поселения скифов находились вероятнее всего в Средней Азии; прибывая в приазовские и причерноморские степи они захватили земли киммерийцев, которые незадолго до этого направились через Кавказ в Малую Азию. Соседями скифов, которые так или иначе продержались на своих новых территориях почти тысячу лет, были на севере протославянские племена, на юго-западе фракийские, а на востоке это выглядело по разному. Для полноты картины - вдоль берегов Черного и Азовского морей образовалась целая цепь греческих колоний.

Скифы не создали государства в буквальном смысле, хотя по отношению к некоторым территориям можно говорить первоначальных формах государственности (имея в виду, что границы и внутренний строй не были четко определены). Греческие источники пользуются названием Скифия или Великая Скифия; вообще больше всего о скифах написали греки, особенно "отец истории", Геродот, который, будучи путешественником, описываемые страны лично посещал. Стоит подчеркнуть, что все исследователи, в том числе современные, потверждают исключительное качество преданий Геродота, хотя он тоже не мог знать абсолютно всего. Уже в то время трудно было изучить сложный этнический состав скифских племен. Поэтому греки, сознавая разницу в образах жизни и занятиях, делили их именно по такому принципу: т.наз. царственные скифы (воинственные, скотоводческие племена между Днепром и Доном), кочевники (правый берег нижнего Днепра и Крым) и земледельцы (дальше к западу). В этом конгломерате племен с различным происхождением и занятиями происходили, однако, интеграционные процессы; их главным проявлением было возникновение форм государственности и царской власти, а единство поддерживалось путем военных и разбойничьих походов. Скифы, среди прочих, воевали с персидским царем Дарием в конце VI в. до н.э., а грабить и уводить пленников всегда можно было у соседних народов.

Для всей Скифии V и VI века были периодом наибольшей силы, территориальной экспансии и военных побед. Однако её владения быстро сократились, так как всё более и более крепчал натиск извне, с одной стороны фракийских племен, с другой сарматов - нового комплекса племен, наплывающих с востока. Во II в. до н.э. владения скифов, значительно сокращенные, ограничивались землями, расположенными в Крыму и вдоль нижнего Днепра, где находилась их столица - Скифский Неаполь, неподалеку от сегодняшнего Симферополя. Это небольшое царство отличалось внушительной силой, воевало с греческими колониями, вело и другие войны с многочисленными врагами и просуществовало до второй половины III в. н.э., когда наконец пало под натиском готов.

Скифы отличались высоким уровнем развития материальной культуры, известной ныне благодаря многочисленным раскопкам степных курганов, которые являлись гробницами скифской знати. Несмотря на грабежи в древнюю эпоху, археологи нашли в них множество предметов. Ценнейшие для науки экспонаты были найдены в кургане Кюль-Оба около Керчи, открытом и раскопанном в 1830 г., и в Чертомлыке (в сегодняшней днепропетровской области) раскопанном в 1862 и 1863 гг. Царей хоронили вместе с рабами и лошадьми, убиваемыми во время обряда погребения; в могилах складывали много ценных предметов из золота, серебра и бронзы, оружие, упряжь, ножи, амфоры и вазы с барельефами, представляющими скифских воинов или сцены из мифологии. Это доказывает, что у скифов работали греческие ремесленники.

Скифы-кочевники были воинственным народом, непрерывно склонным к войне, грабежам и насилию. Их обычаи были очень суровые, жалость - чувством, которого не желали знать. Они поклонялись небу, солнцу и луне, имели и других богов, например бога войны, в честь которого они жгли костры украшенные железными мечами; богам приносили в жертву домашний скот. Неутомимую жажду грабежа и культ бога войны прекрасно описал в своих стихах один из выдающихся русских поэтов, Константин Бальмонт:

Нет ни капищ у нас, ни богов, только зыбкие тучи

От востока на запад молитвенным светят лучем.

Только богу войны темный хворост слагаем мы в кучи

И вершины тех куч украшаем железным мечем.

Страницы: 1 2