Народное собрание - Политический строй гомеровского общества - Гомеровская Греция - История Древней Греции - История

Народное собрание в гомеровское время представляло собой совокупность всех свободных общинников. Созывалось оно обычно царем по различным поводам, например в «Одиссее» — в связи с жалобой Телемаха на самоуправство женихов в его доме, в «Илиаде» — для решения вопроса о продолжении войны и о причинах моровой язвы, постигшей войско под Троей. На народном собрании могли обсуждаться также всякого рода предложения «о пользе народной» («Одиссея», II, 32). Созыв собрания осуществлялся при помощи вестников, и в мирное время оно происходило обычно вблизи царского дома, на площади или в других людных местах. Однако в народном собрании гомеровского времени уже отсутствует равноправие всех его участников: фактически решения выносятся советом старейшин и царем. Даже в том случае, когда Телемах обратился к народному собранию за помощью, ища защиты от произвола женихов, собравшиеся не смогли вынести какое-либо определенное решение и разошлись, запуганные угрозами женихов. Собрание ахейцев, созванное под Троей, также оказалось не в силах прекратить возникшую между вождями распрю. Главенствовали в собрании, навязывая народу свои решения, представители знaти. Свое отношение к мнениям геронтов и царя народ выражал лишь криками одобрения или неодобрения. Никаких упоминаний о голосовании в народном собрании в поэмах не содержится. На Итаке в связи с отсутствием Одиссея народное собрание не созывалось в течение многих лет. Все это указывает на понижение удельного веса народного собрания за счет расширения компетенции совета старейшин. Впрочем, вопрос о взаимоотношениях всех трех органов общественного управления при отсутствии писаных законов и более или менее твердо разработанных правовых норм решался фактически в зависимости от реального соотношения сил в каждом конкретном случае. Одно несомненно: и народное собрание, и совет старейшин, и царь в гомеровское время остаются еще теснейшим образом связанными друг с другом. Царь не может обойтись без советов геронтов, а геронты по всем важнейшим вопросам заседают в присутствии народа. Народное собрание, таким образом, несмотря на усиление знати, еще не утратило своего древнего авторитета; с ним еще продолжают считаться и царь, и геронты.

      Смотрите также

      Микенская религия
      Еще недавно наши представления о микенской религии почти полностью базировались на материале археологических исследований и раскопок. Так как многие из археологических памятников, в большей или ме ...

      Вещественные источники
      Данные письменных источников в значительной мере дополняются многочисленными вещественными памятниками, сохранившимися до наших дней от всех периодов истории Древней Греции. Отыскание вещественных ...

      Эвбея
      Славна была Эвбея, второй по величине остров Эгейского моря. Не раз эвбейцы нападали на Аттику и Беотию, увозя оттуда богатую добычу. Гордились островитяне тем, что у них скрывалась Гера, жестоко ...

      https://plitkarez.ru/services/.