Народное собрание - Политический строй гомеровского общества - Гомеровская Греция - История Древней Греции - История
Народное собрание в гомеровское время представляло собой совокупность всех свободных общинников. Созывалось оно обычно царем по различным поводам, например в «Одиссее» — в связи с жалобой Телемаха на самоуправство женихов в его доме, в «Илиаде» — для решения вопроса о продолжении войны и о причинах моровой язвы, постигшей войско под Троей. На народном собрании могли обсуждаться также всякого рода предложения «о пользе народной» («Одиссея», II, 32). Созыв собрания осуществлялся при помощи вестников, и в мирное время оно происходило обычно вблизи царского дома, на площади или в других людных местах. Однако в народном собрании гомеровского времени уже отсутствует равноправие всех его участников: фактически решения выносятся советом старейшин и царем. Даже в том случае, когда Телемах обратился к народному собранию за помощью, ища защиты от произвола женихов, собравшиеся не смогли вынести какое-либо определенное решение и разошлись, запуганные угрозами женихов. Собрание ахейцев, созванное под Троей, также оказалось не в силах прекратить возникшую между вождями распрю. Главенствовали в собрании, навязывая народу свои решения, представители знaти. Свое отношение к мнениям геронтов и царя народ выражал лишь криками одобрения или неодобрения. Никаких упоминаний о голосовании в народном собрании в поэмах не содержится. На Итаке в связи с отсутствием Одиссея народное собрание не созывалось в течение многих лет. Все это указывает на понижение удельного веса народного собрания за счет расширения компетенции совета старейшин. Впрочем, вопрос о взаимоотношениях всех трех органов общественного управления при отсутствии писаных законов и более или менее твердо разработанных правовых норм решался фактически в зависимости от реального соотношения сил в каждом конкретном случае. Одно несомненно: и народное собрание, и совет старейшин, и царь в гомеровское время остаются еще теснейшим образом связанными друг с другом. Царь не может обойтись без советов геронтов, а геронты по всем важнейшим вопросам заседают в присутствии народа. Народное собрание, таким образом, несмотря на усиление знати, еще не утратило своего древнего авторитета; с ним еще продолжают считаться и царь, и геронты.
Смотрите также
Пилос
На основании новейших раскопок и древнейших преданий теперь можно утверждать,
что Микены были в рассматриваемое время не единственным в Южном Пелопоннесе политическим
и культурным центром. В антич ...
Битва при Левктрах и демократическое движение в Пелопоннесе. Время преобладания
Беотии. Союзническая война и конец Второго афинского союза
Мирный договор 371 г. до н. э. имел, однако, большой дефект: руководящие деятели
конгресса в Спарте — глава афинской делегации Каллистрат и спартанский царь Агесилай
— мало считались с реальными у ...
Демокрит
Только в лице Демокрита мы встречаем подлинный синтез учения Парменида и Гераклита,
который дается при полном и отчетливом сознании противоположности между духом и
материей. Синтез, данный Демокри ...