Народное собрание - Политический строй гомеровского общества - Гомеровская Греция - История Древней Греции - История

Народное собрание в гомеровское время представляло собой совокупность всех свободных общинников. Созывалось оно обычно царем по различным поводам, например в «Одиссее» — в связи с жалобой Телемаха на самоуправство женихов в его доме, в «Илиаде» — для решения вопроса о продолжении войны и о причинах моровой язвы, постигшей войско под Троей. На народном собрании могли обсуждаться также всякого рода предложения «о пользе народной» («Одиссея», II, 32). Созыв собрания осуществлялся при помощи вестников, и в мирное время оно происходило обычно вблизи царского дома, на площади или в других людных местах. Однако в народном собрании гомеровского времени уже отсутствует равноправие всех его участников: фактически решения выносятся советом старейшин и царем. Даже в том случае, когда Телемах обратился к народному собранию за помощью, ища защиты от произвола женихов, собравшиеся не смогли вынести какое-либо определенное решение и разошлись, запуганные угрозами женихов. Собрание ахейцев, созванное под Троей, также оказалось не в силах прекратить возникшую между вождями распрю. Главенствовали в собрании, навязывая народу свои решения, представители знaти. Свое отношение к мнениям геронтов и царя народ выражал лишь криками одобрения или неодобрения. Никаких упоминаний о голосовании в народном собрании в поэмах не содержится. На Итаке в связи с отсутствием Одиссея народное собрание не созывалось в течение многих лет. Все это указывает на понижение удельного веса народного собрания за счет расширения компетенции совета старейшин. Впрочем, вопрос о взаимоотношениях всех трех органов общественного управления при отсутствии писаных законов и более или менее твердо разработанных правовых норм решался фактически в зависимости от реального соотношения сил в каждом конкретном случае. Одно несомненно: и народное собрание, и совет старейшин, и царь в гомеровское время остаются еще теснейшим образом связанными друг с другом. Царь не может обойтись без советов геронтов, а геронты по всем важнейшим вопросам заседают в присутствии народа. Народное собрание, таким образом, несмотря на усиление знати, еще не утратило своего древнего авторитета; с ним еще продолжают считаться и царь, и геронты.

      Смотрите также

      72. Меламп
      Миниец Меламп был внуком Кретея и жил в мессенском Пиле. Он был первым смертным, наделенным богами даром пророчества, первым врачевателем, первым строителем храмов Диониса в Греции и первым, кто ста ...

      84. Клеобис и Битон
      Клеобис и Битон были аргосскими юношами, сыновьями жрицы Геры Аргосской. Когда ей настало время исполнить обряд богини, а белые быки, которые должны были везти священную колесницу, еще не прибыли с ...

      Координаты мифа
      Если верить мифам, ни один из воителей, как ахейских, так и троянских, не имел такого великолепного щита, каким обладал Ахилл, сын Фетиды. Его не было даже у небожителей, которые порой сходили со ...