Текстильное производство - Ремесленное производство - Экономическая жизнь Греции классического периода - История Древней Греции - История
В отличие от керамического и металлообрабатывающего производства, которые почти с начала их возникновения выделяются как самостоятельные ремесла, прядение и ткачество и в V в. до н. э. были в основном отраслью домашнего производства. Женский труд в этом производстве оставался преобладающим, хотя и не исключительным. Ткачеством и прядением занимаются как женщины бедных семей, работающие, чтобы вынести на рынок кусок ткани или даже клубок ниток, так и богатые хозяйки, окруженные дочерьми и рабынями. По словам Платона, женщина — госпожа челнока и прялки. Часто прялку клали умершей женщине в могилу, как меч и стрелы — воину.
В первую очередь это домашнее производство обслуживало потребности семьи, и только излишек выносился на рынок. Через руки женщин ткачих и прях проходил весь процесс производства — от стрижки овец до шитья платья; только окраска ткани или ниток составляла особый процесс, в котором обычно были заняты мужчины.
Из обрабатываемого сырья у греков наибольшее значение имела шерсть. Льняные ткани были менее распространены, по крайней мере в ранний период. Однако начиная с VI в. до н. э. в Аттике уже входят в употребление наряду с прежними шерстяными одеждами и льняные женские туники. Шелк появляется только в позднее время, и употребление его ограничено.

Изготовление текcтиля в домашних условиях: сидящая на стуле хозяйка вместе со служанкой проверяет пряжу, укладка ткани, прядение стоя, укладывание пряжи в корзину (чернофигурная ваза, 560 г. до н. э.)
С развитием городской жизни и обмена домашнее производство становится недостаточным. Кроме мелких свободных ремесленников, работавших на рынок, по выражению одного античного поэта, «чтобы не умереть с голоду», появляются все в большем количестве специальные текстильные мастерские, в которых работали рабы и рабыни. Афинские надписи сохранили имена большого числа вольноотпущенников, занятых ткачеством и прядением. Иногда и свободные граждане добывали средства существования ткачеством. Таково было хозяйство некоего Аристарха; по совету Сократа он использовал наехавших к нему из Пирея бедных родственниц, предложив им заняться ткачеством и прядением. В других греческих полисах мы встречаемся с рабами и рабынями — специалистами по изготовлению дорогих пестрых тканей, работавшими исключительно на рынок. Мастерские, в которых применялся труд рабов, производили распространявшиеся по всей Греции мужские плащи. Кроме мастерских, занятых собственно ткачеством и прядением, в Афинах существовали сукноваляльные мастерские, в которых работали преимущественно мужчины. Мегары, Коринф и Эгина славились одеждой для бедноты и рабов, Милет, Кипр и Хиос — дорогими тканями, одеждами и коврами, Сиракузы — многоцветными тканями из сицилийской шерсти.

Смотрите также
Координаты мифа
Если верить мифам, ни один из воителей, как ахейских, так и троянских, не имел
такого великолепного щита, каким обладал Ахилл, сын Фетиды. Его не было даже у небожителей,
которые порой сходили со ...
Герои и героика
Слова «герой», «героика», равно как и обобщающее понятие «миф», в нашем сознании
связаны преимущественно с Грецией. Но «герои» — не специфическая принадлежность
греческого мира. Они присутствуют ...
115. Умиротворение эриний
В благодарность за оправдание Орест поставил алтарь в честь
воительницы Афины, но эринии пригрозили, что, если решение суда не будет
пересмотрено, они сделают так, что капля крови из их сердец падет ...