Старшие софисты - Древнегреческая философия - История Древней Греции - История

Из старших софистов нужно отметить Протагора и Горгия.

Протагор из Абдеры жил между 480 и 411 гг. Он был очень популярным «учителем мудрости» и собирал большое количество слушателей. В основе его учения лежал тезис, высказанный им в такой формулировке:

«Человек есть мера всех вещей, существующих, как они существуют, и не существующих, как они не существуют».

В этом положении Протагор выдвинул гносеологическую проблему, не игравшую ранее самодовлеющей роли. Он решил эту проблему в духе релятивистического субъективизма: человек есть мера всех вещей.

Это значит, что истина такова, какой она в каждый данный момент кажется человеку. Это — учение об относительности истины, учение о том, что каждый индивидуальный человек есть мера истины. Правда, философы много спорят о том, как Протагор понимал здесь человека: понимал ли он его как индивидуум, т. е. нужно ли решать вопрос так, что сколько людей, столько и истин, или же, как пытаются доказать некоторые ученые, Протагор является в некотором смысле предшественником Канта, утверждая, что мерой вещей является не индивидуальный человек, а человеческое сознание как родовое.

Нам кажется, что релятивизм Протагора нужно понимать как индивидуалистический

Нам кажется, что релятивизм Протагора нужно понимать как индивидуалистический релятивизм: каждый индивидуальный человек есть критерий истины.

Релятивизм Протагора неизбежно должен был привести к скептицизму, к сознанию невозможности познать истину, ибо если истин столько же, сколько людей, то значит истина относительна, объективной истины не существует.

Развивая эту мысль дальше, современник Протагора Горгий (родился в Сицилии около 490 г.) дошел в теории познания до полного нигилизма: не только до отрицания объективной истины, но до отрицания возможности познания и даже самого бытия. Горгий написал сочинение под очень характерным заглавием: «О природе, или о несуществующем». Сочинение это до нас не дошло, но нам известны его основные положения: 1) ничего нет; 2) если бы что и существовало, то было бы непознаваемо; 3) если бы какое-нибудь знание и существовало, то его нельзя было бы сообщить другим.

      Смотрите также

      Орхомен
      Вы, что живете В крае прекрасных коней над водами Кефиса, О, Хариты, воспетые в песнях Владычицы светлого Орхомена. Пиндар (пер. М. Гаспарова) На севере области, которая впоследствии стала называт ...

      160. Первый сбор в Авлиде
      Когда Парис решил сделать Елену своей женой, он не предполагал, что ему придется отвечать за то, что он отплатил черной неблагодарностью Менелаю за его гостеприимство. Разве критян призвали к ответу ...

      Положение рабов в Греции
      С точки зрения правовой раб не считался личностью. Он не имел семьи; семейные отношения рабов и рабынь не считались браком; дети рабыни рассматривались как приплод, принадлежавший ее хозяину. Рабы ...