Старшие софисты - Древнегреческая философия - История Древней Греции - История

Из старших софистов нужно отметить Протагора и Горгия.

Протагор из Абдеры жил между 480 и 411 гг. Он был очень популярным «учителем мудрости» и собирал большое количество слушателей. В основе его учения лежал тезис, высказанный им в такой формулировке:

«Человек есть мера всех вещей, существующих, как они существуют, и не существующих, как они не существуют».

В этом положении Протагор выдвинул гносеологическую проблему, не игравшую ранее самодовлеющей роли. Он решил эту проблему в духе релятивистического субъективизма: человек есть мера всех вещей.

Это значит, что истина такова, какой она в каждый данный момент кажется человеку. Это — учение об относительности истины, учение о том, что каждый индивидуальный человек есть мера истины. Правда, философы много спорят о том, как Протагор понимал здесь человека: понимал ли он его как индивидуум, т. е. нужно ли решать вопрос так, что сколько людей, столько и истин, или же, как пытаются доказать некоторые ученые, Протагор является в некотором смысле предшественником Канта, утверждая, что мерой вещей является не индивидуальный человек, а человеческое сознание как родовое.

Нам кажется, что релятивизм Протагора нужно понимать как индивидуалистический

Нам кажется, что релятивизм Протагора нужно понимать как индивидуалистический релятивизм: каждый индивидуальный человек есть критерий истины.

Релятивизм Протагора неизбежно должен был привести к скептицизму, к сознанию невозможности познать истину, ибо если истин столько же, сколько людей, то значит истина относительна, объективной истины не существует.

Развивая эту мысль дальше, современник Протагора Горгий (родился в Сицилии около 490 г.) дошел в теории познания до полного нигилизма: не только до отрицания объективной истины, но до отрицания возможности познания и даже самого бытия. Горгий написал сочинение под очень характерным заглавием: «О природе, или о несуществующем». Сочинение это до нас не дошло, но нам известны его основные положения: 1) ничего нет; 2) если бы что и существовало, то было бы непознаваемо; 3) если бы какое-нибудь знание и существовало, то его нельзя было бы сообщить другим.

      Смотрите также

      Раскопки в Дельфах
      Святилище Аполлона в Дельфах было расположено на трех террасах высокой горной долины, огражденной Федриадскими горами и горой Кирфа. Отложения земли в течение более 1500 лет совершенно закрыли раз ...

      115. Умиротворение эриний
      В благодарность за оправдание Орест поставил алтарь в честь воительницы Афины, но эринии пригрозили, что, если решение суда не будет пересмотрено, они сделают так, что капля крови из их сердец падет ...

      Древнегреческая философия
       Г реки были первым в истории человечества народом, создавшим философию. На древнем Востоке философское творчество как таковое отсутствовало. Отдельные произведения, ставившие общие вопросы о ...