Живопись - Периоды ранней (600—525 гг.) и развитой (525—480 гг.) архаики - Искусство Древней Греции - История Древней Греции - История

Наши сведения об античном искусстве страдают некоторой односторонностью. Скульптуру можно изучать по оригиналам и более или менее точным копиям, живопись же почти целиком погибла, и о ней можно судить только по косвенным данным — запутанной и неясной литературной традиции и искаженным копиям и переделкам.


Пирующие. Деталь росписи коринфского кратера Расписная метопа храма Аполлона


Пирующие. Деталь росписи коринфского кратера Расписная метопа храма Аполлона в Терме. с изображением пиршества Геракла, из Черветри. Терракота. 3-я четверть VII в. до н. э. Ок. 590 г. до н. э.

Прыгуны. Деталь росписи наружной стороны килика, из Орвьето. Конец VI в. до н.

Прыгуны. Деталь росписи наружной стороны килика, из Орвьето. Конец VI в. до н. э.

Этот пробел в наших знаниях ощущается особенно остро ввиду того, что именно живопись была чрезвычайно восприимчива к новым идеям и быстрее, чем скульптура, претворяла их в жизнь, являясь, таким образом, ведущей отраслью искусства.

О живописи архаической эпохи можно, впрочем, составить довольно яркое представление вследствие того, что вазовая живопись VI и начала V в. до н. э., мало чем отличалась от еще находившейся в это время в зачаточном состоянии монументальной живописи.

Сохранилось несколько украшенных живописью глиняных метоп от храма Аполлона в Фермах (около 600 г.). По своей композиции, стилю и технике живопись этих метоп ближайшим образом напоминает коринфские вазы того же времени, и весьма вероятно, что она была выполнена теми же художниками-керамистами.

В течение архаического периода производство расписной керамики достигает высшей точки своего развития, что следует главным образом объяснить подъемом экономической и политической жизни Афин. Уже в начале VI в. до н. э. афинские керамические мастерские начинают выпускать свои изделия на мировой рынок и конкурировать с мастерскими Коринфа, Халкиды, Спарты, Самоса и городов Малой Азии. Полувековая борьба закончилась полной победой Афин и установлением афинской монополии на художественную керамику. С середины VI и вплоть до второй половины V в. до н. э. другие промышленные и торговые центры Греции теряют значение как экспортеры керамических изделий, афинские же вазы вывозятся в огромном количестве как на запад, так и на восток и проникают во все уголки античного мира, вместе с главными продуктами Аттики — оливковым маслом и вином, для которых вазы частично служили тарой.

Некоторое представление о том, как было организовано в Афинах гончарное производство, можно составить на основании широко применявшегося в аттических мастерских обычая снабжать изделия подписями художников, формовщиков и собственников мастерских. Керамические мастерские сосредоточены были в квартале Афин, носившем название «Керамик» (от слова κεραμις —глина). Предприятия были, вероятно, мелкие, с небольшим числом рабочих, но уже с четко проведенным разделением труда. На многих вазах этого времени встречаются подписи художника и формовщика, а по изображениям керамических мастерских на вазах видно, что наряду с квалифицированным трудом в этих мастерских применялась и подсобная сила для транспортировки сосудов от гончарного круга к обжигательной печи, для раздувания огня мехами и т. п. Социальный состав мастеров, судя по их подписям на вазах, был смешанным. Наряду с афинскими гражданами здесь встречаются метэки и даже, по-видимому, рабы.

Роспись ваз часто производилась высококвалифицированными специалистами, прошедшими

Роспись ваз часто производилась высококвалифицированными специалистами, прошедшими серьезную школу, настоящими художниками, достигавшими в своем искусстве высокого мастерства.

      Смотрите также

      109. Пелоп и Эномай
      Пелоп унаследовал пафлагонский трон от своего отца Тантала: некоторое время он жил в Энете, что на берегу Понта Эвксинского, откуда правил лидийцами и фригийцами. Однако из Пафлагонии его изгнали ва ...

      Сын золотого дождя
      Взвился крылатый конь, стремит полет свой рьяный, Клубит горячий пар из яростных ноздрей, Неся любовников все выше, все быстрей Сквозь голубую ночь и сквозь эфир звездяный. И ветр порывистый вздув ...

      Крит в XIV—XIII вв. до н. э.
      Развитие Критского государства под властью царей мифической династии Миносов (можно думать, что имя Минос было на Крите таким же традиционным именем царя, как имя Рамсес в Египте XIII—XI вв. до н. ...