Чернофигурный стиль в вазовой живописи - Периоды ранней (600—525 гг.) и развитой (525—480 гг.) архаики - Искусство Древней Греции - История Древней Греции - История

Чернофигурный стиль, возникший, как мы видели выше, в VII в., почти полностью вытеснил технику контурную. Техническим новшеством, введенным в VI в. до н. э., является искусственное окрашивание глины с целью получения более сильного красочного контраста между фоном и изображением. В Коринфе поверхность сосуда покрывали оранжевой облицовкой, в Афинах к сырой глине примешивали окрашивающее вещество, сообщающее ей ровный красноватый оттенок. Декоративный эффект ваз от этого значительно усиливается. Заметно улучшается и качество лака, который становится густым и приобретает металлический отблеск. Продолжают применяться накладные краски для подчеркивания деталей, а белой краской иногда покрываются даже целые, преимущественно женские, фигуры. Нарезные линии рисунка достигают иногда поразительной тонкости.

Развитие общей системы декоровки идет по путям, наметившимся еще в конце VII

Развитие общей системы декоровки идет по путям, наметившимся еще в конце VII в. до н. э. Пережитки прежнего времени — полосы орнамента и изображения животных перестают играть самостоятельную роль, уступая место фигурным сценам. Постепенно исчезает и старая система расположения фигур по параллельным горизонтальным полосам. Черный силуэт свободно размещается на стенках сосуда, сообразуясь лишь с его формой и размерами, и четко выделяется на ровном, освобожденном от заполняющего орнамента, светлом фоне глины.

Стиль изображений, связанный условной силуэтной техникой, развивается медленно. Попрежнему фигура, как правило, изображается целиком в профиль или в профиль с повернутым впрямь туловищем, передача анатомических деталей сводится к минимуму, одежды трактуются как гладкие поверхности, оживленные иногда набором мелких условных складок и скрывающие формы тела.


При всем том позы фигур, в начале VI в. до н. э. еще сводящиеся к немногим стереотипным

При всем том позы фигур, в начале VI в. до н. э. еще сводящиеся к немногим стереотипным схемам, из которых компонуются весьма различные по содержанию сцены, постепенно, благодаря наблюдению над природой, приобретают разнообразие и живость.

Мастера чернофигурных ваз полностью овладели сокровищами греческих народных сказаний и могли не только по-своему пересказать их ярко и с добавлением интересных подробностей, но и упорно работать над созданием художественных образов богов и героев. Мало того, обратившись к реальной жизни и черпая из нее всё новые образы, художники научились дифференцировать людей по возрасту, полу, этническому типу и социальному положению. С поразительной остротой передаются типы негров и представителей северных племен, появляются изображения стариков и детей, рабочих, пастухов, землепашцев, господ, слуг и т. д. А мифологические сюжеты, которые остаются главной темой вазописи, трактуются с такой непосредственностью и простотой, словно изображаемые события происходили на глазах у художника. В этом приближении сказочного мира к действительному, а также в декоративной эффектности росписи кроется секрет прелести чернофигурной керамики.

В течение первой половины VI в. до н. э. кроме Аттики керамику производят и экспортируют многие другие промышленные центры Греции, из которых наиболее значительными являются Коринф, Спарта, Халкида на Евбее, Самос, Клазомены и другие города Ионии. Местные особенности стилей, обозначившиеся еще раньше, продолжают существовать и развиваться, но прежнее различие в технике исчезает. Чернофигурная техника принимается во всех мастерских, контурный рисунок уже не играет заметной роли.

Переход от схематизма к свободной композиции может быть иллюстрирован на примере двух ваз — коринфской и халкидской. На обеих вазах изображено сражение. На коринфской вазе оно представлено в виде отдельных, не связанных между собой поединков, скомпонованных симметрично, согласно известной еще в VII в. до н. э. схеме. Халкидская ваза дает цельную многофигурную композицию, полную жизни и разнообразных мотивов. Халкидские мастера были ионийцами. Присущие им живость и мастерство рассказа характерны и для других ионийских мастеров.

Лаконская керамика наиболее консервативна в смысле сохранения старых художественных традиций. Зато она чаще дает изображения из реальной жизни; например, на одной из чаш представлен царь Кирены Аркесилай, наблюдающий за упаковкой местных продуктов.

Аттическая вазовая живопись чернофигурного стиля более сдержанна и более утонченна,

Аттическая вазовая живопись чернофигурного стиля более сдержанна и более утонченна, чем ионийская, но не менее изобретательна и богата. Знаменитая «ваза Франсуа», названная так по имени нашедшего вазу, дает целую галерею мифологических сцен. Несмотря на частично господствующий еще схематизм, мастер Клитий, расписавший «вазу Франсуа», передал все изображенные им сцены живо и с обилием оригинальных взятых из жизни подробностей и мотивов, тончайшим образом отделав детали. Высшую ступень развития чернофигурного стиля в Аттике можно наблюдать на работах мастера Эксегия. Его композиции свободно размещаются в отведенном для них пространстве; позы полны жизни, и силуэт достигает предельной четкости и экспрессии.

      Смотрите также

      81. Теламон и Пелей
      Матерью двух старших сыновей Эака, которых звали Теламон и Пелей, была Эндеида, дочь Скирона. Младший, Фок, был сыном нереиды Псаматы, которая, не сумев избежать объятий Эака, превратилась в тюленя. ...

      Колонизация берегов Геллеспонта и Понта
      Одновременно или, может быть, несколько позднее колонизации запада Средиземноморья началось заселение фракийского побережья и берегов Геллеспонта. И здесь пионерами были халкидяне. Ими были заняты ...

      Царь Рес
      Фракия славилась не только певцами и музыкантами, но и могучими воителями. Одним из них был Рес, сын реки Стримона и одной из муз. На десятом году войны троянцев с ахейцами он прибыл на помощь Тро ...