Краснофигурный стиль вазовой живописи - Периоды ранней (600—525 гг.) и развитой (525—480 гг.) архаики - Искусство Древней Греции - История Древней Греции - История
Эксекий. Полидевк и Леда. Деталь росписи амфоры «Ахилл и Аякс за игрой в шашки»
![Наблюдения над явлениями реальной жизни раскрывали перед художниками-керамистами](images/books/1027/greece_history_img_390.jpg)
Наблюдения над явлениями реальной жизни раскрывали перед художниками-керамистами всё новые и новые возможности, а между тем силуэтный чернофигурный стиль связывал их своей условностью и не позволял им применить свои открытия на практике. Неизбежен был разрыв с традиционной, просуществовавшей около ста лет чернофигурной техникой и переход на другой, более современный способ выражения художественных замыслов. Это и произошло около 530 г. до н. э., когда чернофигурная техника сменилась краснофигурной. Декоративный эффект расписных ваз остался при этом тем же: он основывался на контрасте двух тонов — черного и красного, но соотношение их стало обратным: вместо черных фигур по красному полю теперь появились красные фигуры по черному полю. Процесс раскраски сосудов начинался, как и при чернофигурной технике, с нанесения эскиза на чистый фон сосуда, с той разницей, что контуры фигур обозначались краской, а не нарезными линиями. Затем лаком заливали не сами фигуры, а все свободные от изображений части сосуда, так что фигуры выделялись на этом фоне в виде светлых силуэтов. При помощи линий, проводимых тем же густым или разжиженным лаком, светлые силуэты могли подвергаться дальнейшей обработке, что открывало перед художниками новые возможности в отношении построения фигур и развития рисунка.
История вазописи от 530 до 480 г. до н. э.— одна из интереснейших страниц в истории античного искусства, раскрывающая картину борьбы старых графических приемов с новыми началами восприятия и художественной передачи действительности, до той поры неизвестными не только грекам, но и другим народам древности. Шаг за шагом отвоевываются новые позиции; отдельные мастера учатся и совершенствуются, вырабатывают свою художественную индивидуальность и влияют на современников. Соревнование между отдельными художниками способствует открытию новых принципов, которые становятся в конце указанного периода общепризнанными достижениями графического искусства.
Первые годы после внедрения краснофигурного стиля заняты были освоением новой техники. Ряд мастеров, уже добившихся известности в качестве художников чернофигурного стиля, перенимает новую технику, производит эксперименты и пользуется ею параллельно со старой техникой. Их стиль не содержит в себе существенно новых черт.
![](images/books/1027/greece_history_img_391.jpg)
Роспись внутренней стороны килика. Ок. 490 г. до н. э.
![Дурис. Эос с телом Мнемона. Роспись внутренней стороны килика, из Капуи. Ок.](images/books/1027/greece_history_img_394.jpg)
Дурис. Эос с телом Мнемона. Роспись внутренней стороны килика, из Капуи. Ок. 490 г. до н. э.
На смену мастерам переходной эпохи в последние два десятилетия выступает поколение молодых художников во главе с двумя наиболее яркими талантами, Евтимидом и Евфронием. Первому принадлежит сцена вооружения Гектора в присутствии Приама и Гекубы. Композиция состоит из трех фигур, которые движутся уже не на плоскости, как в сходных сценах чернофигурного стиля, а в пространстве. Гектор обращен к зрителю впрямь, и левая нога его дана в раккурсе. Благодаря этому фигура Гектора приобретает объемность, фон получает значение открытого пространства, и вся сцена воспринимается как сколок с живой действительности. На вазе имеется красноречивая надпись: «Написал Евтимид, сын Полия, как никогда не написать Евфронию».
Соперник Евтимида, Евфроний — крупная художественная индивидуальность, мастер сильного движения, изучавший анатомию человеческого тела, и талантливейший рисовальщик. Его «Борьба Геракла с Антеем», со смелым треугольным построением центральной группы и мастерской передачей анатомии человека, является высоким образцом рисовального искусства. Но в передаче складок одежды Евфроний еще не сумел освободиться от архаической условности.
В конце архаического периода достижения отдельных мастеров предшествующих десятилетий сливаются воедино и образуют новый свободный графический стиль. Работы Дуриса, хорошего рисовальщика, но художника консервативного склада, показывают совершенно свободное и уверенное обращение с ракурсами, не подчеркнутую, как у Евфрония, но правильную передачу анатомии человека и естественность в расположении складок одежды.
![Скульптура, ее типы, направления и школы](images/books/1027/greece_history_img_395.jpg)
Смотрите также
Преступные братья
Сами микенцы, если верить мифам, так рассказывали о начале своего прославленного
города.
У речного бога Инаха, сына Океана и Тефиды, от брака с нимфой Мелией, кроме сыновей
Форонея и Эгалея, была ...
157. Медея в изгнании
Медея сначала бежала к Гераклу в Фивы, где он обещал укрыть ее,
если Ясон изменит ей. В этом городе она излечила Геракла от безумия, когда он
убил своих детей. Однако фиванцы не разрешили ей поселит ...
Падение Милета
Между тем персы, стянув свои войска к Ионии, не могли немедленно приступить к
решительным операциям: сказывались крупные потери, понесенные ими в предшествующих
боях. Только весной 494 г., получив ...