Архитектура - Искусство IV в. до н. э. - Искусство Древней Греции - История Древней Греции - История

Крушение экономического и политического могущества Афин после Пелопоннесской войны ближайшим образом отразилось на строительной деятельности прежней «столицы Эллады», лишенной теперь постоянного притока средств в виде ежегодных взносов союзников. О таких грандиозных постройках, какие возводились при Перикле, афиняне не могли и мечтать, и им поневоле пришлось уступить ведущую роль в архитектуре другим греческим областям, городам Пелопоннеса и малоазийской Ионии. Многие из выдающихся архитекторов IV в. до н. э., правда, продолжают развивать идеи, выдвинутые зодчими эпохи Перикла, но замечается и сильное течение, стремившееся порвать с афинскими традициями, как бы сознательный протест против гегемонии Аттики в области архитектуры.

Наряду с перемещением центра тяжести строительной деятельности из Афин в другие области Греции, архитектуру IV в. до н. э. характеризует также постепенный рост гражданского зодчества. Круг деятельности архитекторов расширяется, но в строительстве храмов, на котором выросла и окрепла греческая архитектура, начинают проявляться первые признаки упадка, который прежде всего коснулся дорийского храма. В течение IV в. до н. э. дорийский ордер, правда, еще неоднократно применялся в строительстве храмов, однако он уже не пользовался прежней популярностью, а в середине века малоазийский архитектор Пифей выступил с теоретическим трактатом, в котором излагал преимущества ионийского ордера перед дорийским, основываясь главным образом на том, что дорийский ордер не допускает осуществления полной гармонии всех частей здания, гармонии, под которой Пифей понимал математически правильное соотношение отдельных элементов строения.

Дорийские храмы IV в. до н. э. свидетельствуют об эволюции вкусов в сторону ионийских форм. Как по своим пропорциям, так и по внешней отделке они стремятся приблизиться к легкости и изяществу ионийского ордера.

В связи с новыми тенденциями в отделке дорийских храмов растет и развивается новый архитектурный стиль — коринфский.

Еще в V в. до н. э. Иктин применил в храме Аполлона в Фигалии (в Аркадии) внутренние полуколонны с капителями, украшенными листьями аканфа. Коринфская капитель в течение IV в. до н. э. постепенно развивается и приобретает право гражданства в греческой архитектуре, но применение ее ограничивается пока лишь орнаментальными частями зданий. Вследствие своей декоративности коринфская капитель особенно подходила для отделки небольших круглых храмов, получивших в IV в. до н. э. широкое распространение. Форму круглого храмика имеет и памятник Лисикрата в Афинах, воздвигнутый в честь одержанной хорегической победы. Здесь мы впервые встречаемся с применением коринфского ордера для внешней отделки постройки, пока еще, правда, в форме вделанных в стену полуколонн. Дальше этого IV в. до н. э. не пошел, и полное развитие форм коринфской колонны произошло уже в эллинистическую эпоху.


В Ионии после Анталкидова мира 387 г. до н. э. наступила пора экономического


В Ионии после Анталкидова мира 387 г. до н. э. наступила пора экономического и культурного расцвета, выразившаяся также и в возобновлении интенсивной строительной деятельности. Для антиафинских настроений ионийских областей характерна оппозиция против выработанного в Афинах так называемого аттико-ионийского стиля, проникшего в V в. до н. э. и в Малую Азию. Ионийские архитекторы сознательно отходят от аттико-ионийских форм и возрождают чисто ионийский стиль Малой Азии архаической эпохи. Например, архитектор, построивший колоссальный храм Артемиды в Эфесе, начатый постройкой в 30-x гг. IV в. до н. э. на месте сгоревшего храма VI в. до н. э., как по своему плану, так и по размерам и архитектурным формам в точности копировал старый храм Артемиды. Возвращение к ионийской архаике замечается и в храме Афины-Полиады в Приене. Строителем его был упомянутый Пифей, на примере этого храма пытавшийся доказать правильность своих теоретических построений. Пифей остался верен принципам строгой пропорциональности и при постройке (в середине IV в. до н. э.) здания совершенно нового типа — гробницы сатрапа Карии Мавсола, того Галикарнасского мавсолея, название которого стало нарицательным для всех роскошных усыпальниц.

К IV в. до н. э. относятся и первые дошедшие до нас каменные театры, старейшим из которых является построенный Поликлетом Младшим во второй половине IV в. до н. э. театр в Эпидавре, считавшийся в древности, по строгой соразмерности своих частей, образцовым.

      Смотрите также

      111. Атрей и Фиест
      Говорят, что Атрей, бежавший из Элиды после смерти Хрисиппа, к которой он мог быть причастен в большей степени, чем о том подозревал Пелоп, нашел убежище в Микенах. Судьба благоволила ему. Его племя ...

      Гражданская война на Лесбосе и Керкире
      Таким образом, развитие военных операций пелопоннесцев в течение 2 1/2 года после смерти Перикла вновь показало неуязвимость Афин. Афины даже расширили сферу своего влияния на западе, в Акарнании ...

      Геката
      К поколению древнейших, доолимпийских богов относилась и загадочная Геката. В предложенной Гесиодом генеалогии она — дочь титана Перса и титаниды Астерии и, таким образом, не связана с олимпийским ...