Обрядовая сторона греческой государственной религии - Религия Древних Греков - История Древней Греции - История
Греческий храм имел значение жилища богов и служил также местом хранения статуй божества, храмовой утвари и посвященных богу драгоценностей. Греческий храм обыкновенно состоял из: 1) притвора, или предхрамья, 2) главной части храма, в которой стоял идол и которая считалась преимущественно местопребыванием бога, и, иногда, 3) заднего притвора, служившего для хранения денежных сумм и сокровищ; некоторые храмы имели кроме того еще и «адитон», который могли посещать в определенное время только жрецы. Почти все греческие храмы строились так, чтобы вход и, следовательно, изображение, которое ставилось прямо против входа на пьедестале, в глубине средней залы, были обращены к востоку. Изображениями богов служили в древнейшие времена необделанные камни и куски дерева. Впоследствии, с развитием искусства и техники, главным материалом для статуй сделались мрамор и бронза; вместе с тем эти изображения принимают все более и более антропоморфный характер.
Алтарь устраивался первоначально из дров, которые сжигались вместе с жертвой, но затем эти жертвенники стали изготовляться из камня и из драгоценного материала и превратились в произведения архитектуры и пластики.
Для культа героев, хтонических (подземных) божеств и мертвых служили особые алтари: они были ниже обыкновенных, ставились не на возвышении, как те, а прямо на земле и в средине имели отверстие, через которое стекали на почву кровь убиваемых жертвенных животных и жертвенные дары, состоящие из жидких тел. Ближайшие окрестности храма (нечто вроде заповедного участка) не могли застраиваться и вообще быть используемы для человеческих надобностей. Кроме этих заповедных мест были и такие священные земли, которыми могли пользоваться жрецы для своих нужд.
В Греции жрецы никогда не составляли какого-либо особого замкнутого сословия, или касты. Они были обыкновенными гражданами своего государства, как бы высшими чиновниками, ведавшими культом. Сферой действия жреца было исполнение богослужебных актов (функции литургические) и заведывание храмом со всеми его принадлежностями и угодьями (функции административные).
Жрец должен быть полноправным гражданином данной общины и свободен от всяких физических и моральных недостатков; чаще всего он избирался по жребию, реже — путем народного голосования. Иногда жреческий сан покупался за деньги, а в некоторых фамилиях жречество было наследственным. Доходы жрецов состояли из определенных частей жертвенных живот.
Сосна над алтарем Зевса в Пергаме ных, иногда продуктов храмового имения; они получали также и денежное вознаграждение за свои «труды» при жертвоприношении. Их помощниками были пономари, храмовые стражи, казначеи церковных сумм, хранители священных вкладов и др. Для низших обязанностей употреблялись храмовые рабы. Волю божества, проявлявшуюся в тех или других знамениях, истолковывали прорицатели. Все способы угадывания божественной воли выражались общим термином «мантика». Можно различать два вида мантики: 1) мантика по случайным знамениям и 2) искусственная мантика.
К случайным предзнаменованиям относились небесные и атмосферные явления, как гром, молния, солнечные и лунные затмения, кометы, случайные встречи в дороге, сновиденья, разгадываемые особыми специалистами; гадали также и по полету птиц, причем особенно «вещими» считались большие хищные птицы; этот вид гаданий был в Греции в большом распространении. Узнать волю божества возможно было и через предварительную мольбу о ниспослании знамения. К этой категории гаданий относятся наблюдение знамений при жертвоприношении, гадание по внутренностям жертвенных животных («гиероскопия»), в особенности по печени. Перед важными военными предприятиями совершали заклание животного специально для целей этой гиероскопии.
В определенных местах Греции, так называемых оракулах, божество сообщало верующим предсказания. Знамения бог посылал в шелесте листьев, журчании священного источника (Додона — святилище Зевса). Особенной известностью пользовались прорицалища, посвященные Аполлону, который приводил служителей прорицалищ в экстатическое состояние, когда они произносили несвязные речи, считавшиеся ответом бога на предложенный ему вопрос. Знаменитейшим из оракулов этой категории был дельфийский. Здесь предсказания давались таким образом. В глубине храма, над отверстием трещины, стоял треножник, на который садилась пророчица, называвшаяся пифией; сначала это была молодая непорочная девушка, впоследствии — женщина не моложе 50 лет. Поднимавшийся из трещины удушливый газ приводил пифию в экзальтацию, и она произносила таинственные слова, записывавшиеся стоящими подле жрецами. Значение дельфийского оракула было чрезвычайно велико. Окруженный всеобщим благоговением, он был не только религиозной силой, но и политической, поддерживавшей аристократическую партию.
Существовали еще оракулы сновидений, например святилище Асклепия, где больные проводили ночь и во сне получали предсказания о ходе своей болезни. В особенности интересен оракул Трофония при городе Лебадии, в Беотии, отличавшийся внешней таинственностью процесса гадания: пещера, мрак, ужасные видения и т. д.
Наконец под термином, «γεκρομαντια» (некромантия — вещание мертвых) разумелись такие оракулы, в коих молитвами и жертвоприношениями вызывались души умерших, для того чтобы они открыли живым будущее.
Жертвоприношение. Живопись по дереву, из Питсы близ Сикиона. Ок. 540—530 гг. до н. э.
Жертва была существенной частью всякого культа. Первоначально жертвоприношение было торгом с богами, кормлением их за полученную или ожидаемую услугу по известной формуле: do ut des (я даю, чтобы ты дал). Затем жертвоприношение становится вообще путем к приобретению благорасположения божества, основой мистического общения с ним. В греческом богослужении мы находим несколько видов жертв. При бескровных жертвах наиболее распространенным объектом являлись пироги и печенья, специально богам приносились начатки плодов и жатвы. Воскурение благовоний встречается частью в соединении с другими видами жертвоприношения, частью отдельно. Возлияния совершались вином, но для некоторых богов они делались из смеси меда, воды и молока; тени покойников и вообще хтонические божества не терпели вина.
Кровавые жертвы, первоначально переживание каннибализма, впоследствии получают значение искупительных жертв. В древнейших культах и мифах уцелели многочисленные следы человеческих жертвоприношений, замененных впоследствии животными и другими объектами. Кровавые жертвы можно разделить на а) употреблявшиеся в пищу, т. е. служившие священной трапезой, и б) жертвы, не употреблявшиеся в пищу людьми, но целиком восходившие к божеству. К первой группе относятся повседневная жертва богу, в которой сжигалась часть, обыкновенно невкусная, съедаемого животного, и праздничные благодарственные и просительные жертвоприношения. Ко второй группе относятся жертвы хтоническим (подземным) божествам (в зависимости от свойств и функций различных богов стоял выбор жертвенного животного) и очистительные, искупительные жертвы. Представление об очистительном характере такой жертвы, такого добровольного лишения, смывающего вину с преступника, произошло из древнего обычая казнить преступника — обычая, измененного впоследствии в том смысле, что на жертвенное животное переносились грехи и преступления жертвующего (ср. «козел отпущения» библии). Жертва приносилась в такое время и в таком месте, чтобы данное божество в состоянии было принять ее; морским и речным богам бросали жертву в воду, в волны, где божество обитает. С очистительными жертвами родственны и клятвенные. Хтоническим божествам и покойникам жертвы закапывались в землю. Важную роль при выборе жертвенного животного кроме породы играли еще цвет, пол и возраст.
В Древней Греции было несколько видов праздников. Панафинеи справлялись в июле — это был всенародный праздник Афин в честь богини-покровительницы города — Афины. Устраивался факельный бег, победителем признавался тот, кто первый достигал цели, не погасив факела; устраивались также конные, музыкальные и гимнастические состязания. Важнейшая часть праздника — торжественная процессия к акрополю, в котором Афине приносился сотканный новый роскошный плащ; он развешивался в виде паруса на небольшом изображении корабля, которое провозилось по главным улицам города. Отсюда впоследствии, через римское влияние, произошел карнавал Западной Европы.
Праздник Пианопсий имел место в октябре. Главная часть обряда — водружение эйресионы, т. е. масличной ветки, обвитой шерстью и обвешанной плодами и другими предметами. Этот обряд напоминает нам майское деревцо на Западе, завивание березки в дореволюционной России и в принципе сходен с рождественской елкой, заимствованной из Германии. В этот же день варили бобовую кашу, которую подносили Аполлону.
Праздник Фесмофорий был специально женским праздником в честь Деметры (приблизительно в конце октября): ни мужчины, ни девушки к нему не допускались. Память о похищении Персефоны и скорби Деметры ознаменовывалась постом и печалью женщин, после чего наступал день веселья, игр, танцев, угощенья и т. д.
Праздник Дионисий был трех видов: дионисии сельские, ленэйские и городские; первый — чисто народный праздник в декабре—январе, со всевозможными деревенскими увеселеньями, как-то: игрою в мех (балансирование на одной ноге на надутом козьем мехе), качелями и т. д. Ленэйские дионисии праздновались в январе и были сходны с сельскими дионисиями. Великие, или городские, дионисии приходились на март и отличались особой пышностью. Праздники в честь Диониса имеют особое значение в истории мировой литературы, так как из них выросли трагедия, комедия и сатирическая драма.
Праздник Анфестерий был также посвящен Дионису и приходился на февраль. Народ праздновал весеннее пробуждение природы и окончание брожения вина. Но вместе с тем это был праздник поминовения усопших. Оставшиеся в живых угощали души умерших родственников, а к вечеру их прогоняли обратно со словами: «Ступайте вон, Анфестерии кончились».
Фаргелии праздновались в мае и были посвящены Аполлону. Этот праздник отличался одним жестоким обрядом, являвшимся мрачным пережитком первобытной религии: для отвращения гнева божества ежегодно приносились в жертву два человека. Впоследствии греки смягчили этот обычай — сначала приносились в жертву преступники, осужденные на смерть, позднее этот обряд стали совершать только для вида: людей сбрасывали с высокой скалы в море, но тут же подхватывали внизу, и они были лишь изгоняемы из страны; наконец их стали заменять куклой, которая торжественно сжигалась на костре.
Праздник Буфоний имел место в июне в честь Зевса. Основной частью праздника была церемония принесения рабочего быка в жертву Зевсу: жрец, нанеся удар, бегал, его преследовали; участники жертвоприношения подвергались суду за убийство, но так как жрец бежал, то виновным признавался топор, который и выбрасывался в море.
Большой популярностью в Древней Греции пользовалось празднование «панегирий», т. е. собраний всех греков, к какому бы полису они не принадлежали, в общегреческих святынях Олимпии (в Элиде) и Дельфах (на территории Фокиды), которые сопровождались играми и состязаниями, носившими также общегреческий характер.
Самыми знаменитыми общегреческими играми были Олимпийские, справлявшиеся в честь Зевса Олимпийского в Олимпии.
Первоначально эти игры, по-видимому, были играми ахейцев. По преданию, здесь находилась могила родоначальника микенской династии Пелопидов — Пелопса, в честь которого будто бы впервые здесь были устроены погребальные игры
После завоевания Пелопоннеса дорийцами Олимпия стала святилищем дорийцев. Легенда гласит, что владычество Пелопидов на полуострове уничтожили молнии Зевса. Основателем олимпийского святилища предание называет Геракла, легендарного вождя дорийских племен. Таким образом, Олимпийские игры были первоначально играми только дорийцев Пелопоннеса. Постепенно и другие города начинают принимать участие в этих играх: в VIII в. до н. э. они становятся общегреческими, а с середины VII и общеэллинскими, т. е. в них принимают участие и жители многочисленных греческих колоний, расположенных за пределами собственно Греции.
Согласно традиции, первые олимпийские игры имели место в 776 г. до н. э , и так как они проводились каждые четыре года, то позже греки стали вести общий календарный счет по олимпиадам, начиная с первой олимпиады.
Благодаря раскопкам, производившимся в Олимпии в 1890— 1897 гг. и в 1936—1941 гг., мы теперь можем хорошо представить себе и расположение священного округа Олимпии, и места состязаний. Греческий географ Павсаний (I—II вв. н. э.) во время своего путешествия по Греции был в Олимпии и оставил нам подробное описание всего, что он там видел.
Священный округ Олимпии, в котором помещался храм Зевса Олимпийского со знаменитой статуей сидящего Зевса, храм супруги Зевса, матери олимпийских богов Геры, алтари других богов и героев, а также сокровищницы государств, назывался Альтисом. Этот округ был обнесен оградой, которую с восточной и южной стороны окаймляли портики с колоннадой, с северной — на возвышенной террасе стояли постройки сокровищниц городов, в которых помещались посвятительные дары городов Зевсу Олимпийскому. Здесь же открывался на восток проход к cтaдиoнy. Стадион был расположен у южного подножья холма Крона, поскольку этот склон холма представлял удобное место для размещения зрителей, а равнина у подножия холма — удобное и достаточно просторное место для состязаний. При выравнивании мест для зрителей на склоне Кронова холма излишки земли были отброшены на южный край стадиона. Таким образом, на севере и юге стадиона были созданы места для зрителей, тянувшиеся вдоль стадиона. Для зрителей здесь были сооружены деревянные скамьи. Однако найдено и одно каменное именное сиденье Горга лакедемонянина, представляющее отесанный каменный блок со слегка приподнятыми с двух сторон крaями. В VI в. до н. э. над сидениями зрителей по верхней кромке стены были выставлены ряды из полного вооружения отдельных воинов (паноплия) — щит, панцирь и кнемиды (поножи), которые, по-видимому, помещались на палках. Это были трофеи частых в то время войн, о большинстве которых до нас не дошло никаких сведений. Победившее государство доставляло вооружение одного воина в Олимпию в качестве посвятительного дара. По надписям мы можем судить, что такие дары приносились сюда афинянами, аргивянами, греками сицилийских и южноиталийских городов и др. На щитах различаются надписи: «Аргивяне от (победы над) Коринфянами», «Занклейцы от Регинян» и др. Шлемы дошли до нас в удивительной сохранности, щиты и панцири украшены иногда замечательной резьбой или выпуклыми изображениями различных мифологических сцен.
К западу от Альтиса находилась палестра для гимнастических упражнений, рядом с которой в более древнее время были ванны и колодцы с водой, а позже, во времена Римской империи, здесь были построены специальные ванные помещения.
Борющиеся юноши. Рельеф базы статуи из Афин. Мрамор. Ок. 510 г. до н. э.
Участвовать в состязаниях разрешалось лишь гражданам-мужчинам, которые должны были отличаться высокими моральными качествами, так как игры посвящались Зевсу Олимпийскому. Устройство состязаний и распределение наград было обязанностью специальных «эллинских судей» (элленодиков), число которых постепенно возрастало (от двух до десяти). В их подчинении находились палочники для восстановления порядка, если он нарушался. О желании участвовать в состязаниях сообщали заблаговременно; многие из состязавшихся приезжали задолго до начала состязаний, чтобы тренироваться в избранном виде соревнований. Но обязательно все состязающиеся должны были прибыть в Олимпию за месяц, когда под руководством олимпийских учителей началась необходимая предварительная тренировка.
На время состязаний, продолжавшихся пять дней (конец июня — начало июля) для всех воюющих государств объявлялось священное перемирие.
По мере роста популярности Олимпийских игр среди греков программа игр все более расширялась: от первых состязаний, носивших еще военный характер (бег воинов в полном вооружении) до целого комплекса состязаний: метание диска, прыжки, кулачные бои, состязания в беге на колеснице, бег со щитом (вместо полного вооружения), борьба и состязания мальчиков.
В первый день праздников совершалось торжественное жертвоприношение Зевсу на алтаре, помещавшемся вблизи храма Зевса. Состязания открывались на второй день. Элленодики в пурпурных одеждах с лавровыми венками на головах, в сопровождении глашатаев и состязающихся тайным ходом выходили на стадион. Звучали трубы. Глашатай объявлял начало состязаний и призывал всех участников игр показать свою силу и ловкость. После краткой речи элленодика атлеты по одному проходили по всему стадиону, причем глашатай громко объявлял имя и полис атлета и спрашивал у зрителей, нет ли возражений у кого-нибудь из присутствующих против участия данного человека в состязании1 . Затем по жребию определялись группы состязающихся и очередь на выступление. Состязания происходили под аккомпанемент флейты.
Состязания в беге производились группами по 4 человека, затем состязались группы победителей. Также происходили и другие гимнастические. состязания. С 680 г. до н. э. были установлены конные состязания; сначала был только бег колесниц, запряженных четверкой лошадей. Нужно было 12 раз обогнуть ипподром; с 408 г. до н. э. происходили состязания колесниц, запряженных парой лошадей. В этих состязаниях могли участвовать только богачи — цари, тираны, богатая рабовладельческая знать, у которых были средства на приобретение лошадей и оплату возничих. Победившим считался собственник колесницы.
По окончании состязаний победителю вручали пальмовую ветвь. Наградой победителям каждого рода игр были венки из ветвей дикой маслины. Эти ветви должен был срезать золотым ножом знатный мальчик, у которого были живы и отец, и мать. Венки, украшенные белыми повязками, сначала лежали на медном треножнике, а в последний день состязаний перекладывались на красивый стол у храма Зевса. В день раздачи наград глашатай объявлял имя и родину победителей. После получения наград победители приносили совместно благодарственное жертвоприношение Зевсу, сопровождавшееся победными песнями и гимнами. Город Элида, заведовавший устройством игр, устраивал пир победителям.
Состязание колесниц. Деталь росписи «Вазы Франсуа» из Кьюза. Вторая четверть VI в. до н. э.
Каждый победитель, называвшийся олимпиоником («нике» по греч. «победа»), торжественно возвращался на родину. Въезд в город обычно совершался на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Победитель одевал пурпурную одежду, и его сопровождали родственники, друзья и сограждане. Навстречу ему выходило все население города. Затем олимпионик в сопровождении граждан направлялся к главному храму полиса и возлагал на алтарь свой венок. В честь победы полис устраивал торжественный пир для всей общины, на котором хором исполнялись гимны в честь олимпионика, его рода и его полиса. Крупные греческие поэты Пиндар, Симонид, Вакхилид составляли гимны в честь победителей (вероятнее всего — по заказу самих победителей и их родных).
Победителю город иногда давал денежный дар (при Солоне — 500 драхм), а кроме того, почетное кресло в театре Диониса и пожизненное питание в помещении для пританов — пританее — за счет полиса. Если одно и то же лицо одерживало победу в течение трех олимпиад, ему давалось право поставить в Олимпии статую, имеющую портретное сходство с олимпиоником.
Однако эти состязания были доступны только людям состоятельным, а конные ристалища только очень богатым. Для того чтобы подготовиться к состязанию, нужно было в течение нескольких лет специально тренироваться, а для этого требовалось свободное время. Трудовая беднота не могла присутствовать на играх даже в качестве зрителей, так как для этого нужно было не только иметь свободное время, но и лишние деньги: питание, гостиницы, жертвоприношения — все это было связано со значительными расходами.
Стечение народа на Олимпийские игры было тем не менее значительным. Этим пользовались купцы, приезжавшие сюда с товарами, и ремесленники, привозившие свои изделия. Еще до начала Олимпийских игр здесь открывалась ярмарка, которая привлекала купцов и многочисленных покупателей из разных районов Греции. Мелкие торговцы, раскидывавшие палатки с провиантом и другими товарами, фокусники, показывавшие свое искусство, разносчики заполняли всю свободную площадь вокруг священного округа Олимпии. Сюда же прибывали поэты, философы и писатели, так как именно здесь приобреталась слава, разносившаяся затем по всем греческим городам и колониям.
Таким образом, Олимпийские игры, зародившиеся еще в ахейский период, как состязания на могиле героя Пелопса, стали знаменовать силу дорийцев, а затем превратились в праздники, утверждавшие превосходство греков над негреками, превосходство, которое в ту пору прежде всего должно было быть превосходством физическим.
Сама «священная роща» (таков точный перевод слова «Альтис») была знаменита замечательными постройками — храмом Зевса со статуей сидящего бога, работы Фидия, храмом Геры, длинными портиками с открытыми колоннадами, среди которых особенно был известен «портик Эхо», так как сказанные в нем слова повторялись эхом до пяти раз. Множество статуй и посвящений привлекали сюда туристов и художников, так что одновременно сам священный округ представлял школу для скульпторов, архитекторов и живописцев, в которой они могли наблюдать прекрасные работы величайших в то время мастеров.
Смотрите также
Семья
Семейный уклад в гомеровское время характеризуется существованием еще патриархальной
семьи. Число членов таких семей достигало иногда значительной величины; так, например,
семья царя Приама насчит ...
Смерть Ахилла
Влага Стикса закалила Дикой силы полноту, И кипящего ААхилла Бою древнему явила
Уязвимым лишь в пяту.
Евгений Баратынский
Как и было предсказано, не надолго Ахилл пережил Гектора. Зная о скорой ко ...
53. Убийство Апсирта
Сохранилось много различных рассказов о возвращении «Арго» в
Фессалию, хотя принято считать, что по совету Финея аргонавты поплыли по Понту
Эвксинскому против движения солнца. Некоторые говорят, что ...