Фукидид - Литературные источники - Источниковедение - История Древней Греции - История
Событием общегреческого значения была Пелопоннесская война, затронувшая так или иначе все греческие государства и глубоко взволновавшая современников. История ее была написана афинским политическим деятелем Фукидидом, сыном Олора (460—395 гг. до н. э.).
Фукидид происходил из знатной афинской семьи фракийского происхождения. В разгар Пелопоннесской войны, в 424 г. до н. э., он был избран стратегом и отправлен во главе эскадры для охраны фракийского побережья от спартанцев. Когда город Амфиполь подвергся нападению, Фукидид не мог оказать ему своевременную помощь; вследствие этого он был обвинен в измене и изгнан из Афин. В изгнании Фукидид провел двадцать лет и вернулся на родину лишь по окончании войны. Задумав написать труд по истории Пелопоннесской войны, он много лет потратил на собирание материала. Смерть помешала Фукидиду осуществить свой замысел; на 411 г. до н. э. (двадцатом с начала войны) изложение его прерывается.
«История» Фукидида — лучшее произведение античной историографии времени ее расцвета.
На первых же страницах своего труда Фукидид приглашает читателя принять его изложение в том виде, в каком он дал его на основании сохранившихся свидетельств; по его словам, он не отдавал предпочтения «ни поэтам, ни прозаикам, сложившим свои рассказы в заботе не столько об истине, сколько о приятном впечатлении для слуха». Пусть знают, говорит Фукидид далее, что «события (далекого прошлого) восстановлены мною при помощи наиболее достоверных свидетельств настолько полно, насколько это позволяет древность их» (I, 21, 1). А о событиях, современником которых был сам Фукидид, он заявляет: «...я не считал согласным со своей задачей записывать то, что узнавал от первого встречного, или то, что я мог предполагать, но записывал события, очевидцем которых был сам, и то, что слышал от других, после точных, насколько возможно, исследований о каждом факте, в отдельности взятом» (I, 22, 2). Из этих заявлений Фукидида видно, как высоко он ставил задачу историка, и немудрено, что он давно уже признан первым представителем историографии, стремившимся придать ей подлинно научный характер.
Пелопоннесскую войну, о которой повествует Фукидид, он пережил сам, принимал в ней участие; в течение многих лет он находился в центре исторических событий, после своего изгнания встречался с людьми, хорошо осведомленными о событиях.
К своей задаче Фукидид отнесся с большим рвением. Он проследил все события войны, воспользовался документами, текстами договоров, надписями, собрал материал от очевидцев и сведущих лиц, посетил места наиболее важных битв. За достоверность того, что Фукидид пережил и видел лично, он ручается. Но трудно было добиться истины на основании свидетельских показаний, иногда разноречивых, иногда пристрастных. Тут нужна была критика, и в ней-то и проявился с особенным блеском талант Фукидида.
Приемами исторической критики Фукидид пользуется не только при описании современных ему событий, но и при изложении событий прошлого, очевидцем которых он не мог быть, например тирании Писистрата и подвига тираноубийц, судьбы спартанского царя Павсания и Фемистокла, заговора Килона. С еще бóльшим блеском проявился критический талант Фукидида в его «Археологии» — очерке, содержащем общую картину исторического развития греческого народа в древнейшую пору его жизни, а также в обширном «Введении», где он выясняет истинные причины и предпосылки Пелопоннесской войны, восходящие к эпохе так называемой пентеконтаэтии — периода, охватывающего время от разгрома Ксеркса в греко-персидских войнах до начала Пелопоннесской войны.
Фукидид — не простой повествователь в стиле Геродота. Он исследует политические мотивы, приведшие к войне, излагает дипломатические переговоры, останавливается на имевших место в течение войны социальных движениях, государственных переворотах, играющих, в его глазах, очень важную роль.
Отрицая влияние на ход исторического процесса всего сверхъестественного, Фукидид видит движущие силы этого процесса в сплетении естественных причин, которые должны быть истолкованы сами по себе, в их закономерном развитии, в связи с общими условиями политической жизни и теми принципами, которыми определяется образ действий ее отдельных деятелей. Все это излагается Фукидидом в речах, вкладываемых в уста политических и военных деятелей рассматриваемого им периода. При этом Фукидид разъясняет своим читателям, что эти речи не дословно воспроизводят то, что было сказано, но составлены так, как, по мнению историка, «каждый оратор, сообразуясь всегда с обстоятельствами данного момента, скорее всего мог говорить о настоящем положении дел» (I, 22, 1).
Речами Фукидид пользовался и в тех случаях, когда он хотел разъяснить читателю воззрения и планы различных политических партий, обрисовать внутриполитическую ситуацию и т. д. И если повествовательная часть истории Фукидида дает ясное изложение внешнего хода событий, то в речах содержится ключ к уразумению внутренней истории описываемого Фукидидом времени.
Наконец, в речах ярче всего отражается собственное мировоззрение историка, его симпатии и антипатии. Фукидид по своему рождению и положению до изгнания принадлежал к верхнему, наиболее состоятельному слою афинских граждан. Хотя о Перикле он пишет с явной симпатией, но по своим политическим воззрениям он был больше на стороне умеренно-олигархического течения. Это совершенно определенным образом сказывается в целом ряде его оценок и характеристик, в частности в его резко отрицательном отношении к таким деятелям, как Клеон, которого он называет «наглейшим из граждан», и, наоборот, весьма положительном отношении к программе и деятельности Ферамена. При оценке политических воззрений Фукидида, конечно, следует учесть и его личную судьбу — изгнание из Афин.
История Фукидида распадается на 8 книг. Первая книга является как бы введением к последующему изложению. Здесь Фукидид проводит строгое различие между поводами к Пелопоннесской войне и причинами, вызвавшими ее. Истинная причина войны, по словам Фукидида, состояла в том, что «афиняне своим усилением стали внушать опасение лакедемонянам» (I, 23, 5). Чтобы показать, почему эта вражда возникла, Фукидид дает краткую, но содержательную историю развития могущества Афин в эпоху пентеконтаэтии и тем самым заполняет пробел в наших сведениях по истории периода между концом грекоперсидских войн и началом Пелопоннесской войны, так называемой Архидамовой войны, закончившейся Никиевым миром. Пятая книга, излагающая события 421—415 гг. до н. э., может быть рассматриваема как своего рода пролог к двум последующим книгам, шестой и седьмой, содержащим рассказ о Сицилийской экспедиции; седьмая книга по тонкости наблюдений, меткости и глубине характеристики является одним из лучших образцов античного исторического повествования. Наконец, восьмая книга описывает первые годы Декелейской войны и содержит подробный рассказ об олигархическом перевороте в Афинах в 411 г. до н. э., которому, как уже указывалось, Фукидид сочувствовал.
На переднем плане у Фукидида военная история, которую он излагает в хронологической последовательности, по зимним и летним кампаниям. Походы, состояние войск, ход военных действий описаны у него с большим знанием дела, а в иных случаях и с исчерпывающей полнотой. Вопросы внутренней истории, так же как и истории дипломатической, Фукидид рассматривает лишь в той мере, в какой это необходимо ему для описания военных действий.
Нужно заметить, что и Фукидиду присущ тот недостаток, который характерен для всей античной историографии. Он мало интересуется экономической жизнью, в тени остаются у него и события социальной истории, упоминаемые Фукидидом лишь в связи с военной и политической историей.
Фукидиду свойственно представление о закономерности исторических явлений, убеждение в том, что одинаковые причины вызывают и одинаковые следствия. Но в объяснениях исторических явлений большую роль играют у Фукидида психологические мотивы. В тех случаях, когда исчезают сдерживающие начала, утверждает он, господство страстей нарушает основы общественного порядка.
Если сравнивать Фукидида со старшим его современником Геродотом, нетрудно заметить, какой шаг вперед был сделан Фукидидом, у которого нет и намека на наивные суждения Геродота, его веру в чудеса и предсказания. Строгая деловитость, трезвая критика, отсутствие сознательной тенденциозности — вот основные свойства истории Фукидида. Стиль Фукидида соответствует общему характеру его труда. Каждое слово, каждая фраза обдуманны и содержательны.
Может быть, потому, что Фукидид писал не на ионийском, как его предшественники, а на только вырабатывавшемся в ту пору для греческой прозы аттическом наречии, читать Фукидида далеко не так легко и просто, как Геродота.
Интерес к прошлому во времена Фукидида и в последующий период приобрел особую политическую актуальность. Борьба между олигархией и демократией принимала чрезвычайно острые формы. Даже в Афинах, где рабовладельческая демократия имела бóльшие успехи, чем в других государствах, дважды — в 411 и 404 гг. до н. э. — власть переходила в руки олигархов. Идеологическим оправданием аристократов, стремящихся к захвату власти, было возвращение к «отеческой конституции» ( ... ). В этой связи прошлое не только изучалось, но и фальсифицировалось. Так, например, четвертая глава «Афинской политии» Аристотеля приписывает законодательству Драконта олигархические установления, безусловно возникшие в значительно более позднее время, чтобы таким путем освятить их авторитетом старины.
Смотрите также
Месть Клитемнестры
Быстрее всех героев вернулся на родину Агамемнон, чтобы пасть жертвой ненависти
Клитемнестры. Не простила она заклания Ифигении и начала мстить еще до возвращения
мужа, введя в дом любовника Эгисф ...
Керамическое производство
Керамическое производство — не менее важная отрасль афинского ремесленного производства.
Уже в VI в. до н. э. керамическое производство в Афинах далеко опередило в своем
развитии аналогичное произ ...
Союз Афин со Спартой. Конгресс греческих городов
Известия о прорытии персами Афонского канала, о постройке мостов на Геллеспонте
и о других приготовлениях Ксеркса вызвали глубокое волнение во всех греческих полисах.
Спартанцы понимали, что в слу ...