Раскопки в Милете - Археологические памятники - Источниковедение - История Древней Греции - История

Развалины древнего портового города лежат сейчас далеко от морского берега — значительная часть морского залива засыпана песчаными наносами реки Меандра. Пески покрыли также и значительную часть города, затрудняя тем самым задачу археологов. Большие раскопки Милета были произведены в 1899— 1914 гг. Тогда были раскрыты многочисленные сооружения и другие памятники эллинистической и римской эпохи, но очень мало остатков архаического Милета: несомненно это объясняется и разрушением города персами в 494 г. до н. э. Удалось установить только, что в VII—VI вв. до н. э. город занимал гораздо бóльшую площадь, чем в эллинистическую эпоху, когда площадь его равнялась 90 га. Раскопки жилых домов этого времени дали большое количество находок разной утвари VIII—VI вв. до н. э.

Центральное место в раскопках Милета заняли сооружения раннеэллинистического времени. Город начал отстраиваться с 479 г. до н. э., но наиболее красивые здания были сооружены в IV—II вв. до н. э. В это время милетяне выстроили вокруг города мощные стены, укрепленные башнями. В систему стен были включены и берега главной гавани города — Львиной бухты. Вымощенная мраморными плитами набережная, великолепное здание милетского совета (булевтерий), стадион и гимнасий и многочисленные рыночные строения — все эти образцы эллинистической архитектуры были раскрыты раскопками. Особенно интересным оказалось святилище Аполлона Дельфиния, служившее государственным архивом города Милета. Найденные в нем надписи относятся в основном к III—I вв. до н. э., но сохранились и некоторые надписи VI в. до н. э. (например, календарь жертвоприношений, датируемый приблизительно 500 г. до н. э.).

Вид на стадион Олимпии. Современное состояние

Вид на стадион Олимпии. Современное состояние

Следы архаического времени лучше сохранились в знаменитом милетском святилище — храме Аполлона в Дидимах. Священная дорога (длиной около 18 км, шириной в 4,8 м), ведшая из Милета в поселок Дидимы, в древнейшее время была украшена с обеих сторон мраморными статуями львов и величественными скульптурами людей. Надписи на этих памятниках гласят, что они были посвящены богу Аполлону в качестве даров по обету. Вдоль священной дороги тянулся также ряд красивых каменных гробниц. От древнего храма археологам удалось открыть лишь часть целлы и ряд архитектурных деталей — куски колоссальных фигур, обломки капителей и т. д., — свидетельствующих о великолепии святилища. Открыты также архаический алтарь и терраса для посвящений у восточного фасада храма.

Эти монументальные сооружения являются ярким свидетельством значительного экономического развития, которого достиг Милет в VII—VI вв. до н. э.

О последующей истории святилища в Дидимах рассказывают многочисленные строительные надписи — годовые отчеты о постройке храма, начатой с 333 г. до н. э. Эти документы свидетельствуют, сколько труда и материалов было затрачено на возведение колоссального здания ( 109,40 × 51,13 м). Двести десять мраморных колонн высотою 20 м в два ряда окружали храм. И ныне три колонны стоят еще на своих местах. Строительство храма длилось очень долго и не было закончено; работы продолжались еще во II в. н. э. Посвятительные надписи показывают, что святилище и оракул Аполлона пользовались всеобщим почитанием, а в казну его стекались многочисленные дары, перечисляемые в списках приношений.

      Смотрите также

      До Олимпа
      Еще час откровений Гомера не пробил, Европейской гармонии ставших зачатьем, И был космос как свернутый свиток в утробе, Запечатанный темною критской печатью. И бросалась царица в объятия бычьи, О ...

      Тесей
      Вставай, кто не спал, Вставай, кто, как дух бродячий, Очей не смыкал! Вставайте, настал День плача! Встань, матери стон, Над морем! Земля умылась. Корабль оснащен. Афинам закон — Царь Минос. Мари ...

      Пентеконтаэтия
      После решающих побед греческого оружия 480—479 гг. до н. э. в войне с персами в истории Греции наступает период, за которым утвердилось название пентеконтаэтии — пятидесятилетия. За эти пятьдесят ...