Раскопки в Дельфах - Археологические памятники - Источниковедение - История Древней Греции - История

Святилище Аполлона в Дельфах было расположено на трех террасах высокой горной долины, огражденной Федриадскими горами и горой Кирфа. Отложения земли в течение более 1500 лет совершенно закрыли развалины храма. Только две мощные подпорные стены террас свидетельствовали о возвышавшихся здесь некогда сооружениях. В 1860 и 1880—1882 гг. археологи производили расчистку этих подпорных стен, на плитах которых обнаружили значительное количество древних посвятительных надписей.

Большие раскопки Дельф проводились с 1893 по 1901 г. Хотя от центрального святилища осталось очень немного, богатство и разнообразие всего архитектурного ансамбля в Дельфах ярко обнаруживало прежнее значение и благосостояние знаменитого оракула. В обнесенный стеною священный участок вход вел с агоры города Дельф, который примыкал к святилищу с юга и юго-востока. От входа вверх к храму вела зигзагообразная священная дорога, вымощенная крупными плитами. Вдоль нее были раскрыты основания нескольких посвятительных памятников и развалины многочисленных сокровищниц, выстроенных жителями Сикиона, Сифноса, Книда, Фив, Беотии, Сиракуз, Потидеи, Афин, Коринфа, Кирены.

Павсаний подробно описал эти красивые здания и хранившиеся в них посвящения Аполлону. Некоторые из них удалось восстановить с большей или меньшей точностью. Особенно интересной оказалась сокровищница Афин, выстроенная в память победы при Марафоне из паросского мрамора: на стенах ее был начертан гимн Аполлону — текст и ноты. Это были первые документы по греческой музыке.

К сожалению, от упоминаемых Павсанием многочисленных статуй и скульптурных групп, стоявших вдоль дороги и между сокровищницами, остались лишь базы и цоколи. Как исключение сохранились куски колонны и стоявший на ее вершине сфинкс, сооруженные жителями острова Наксоса в VI в. до н. э.

Относительно плохая сохранность Дельфийского святилища объясняется тем, что еще в древности оно подвергалось ряду ограблений: в IV в. до н. э.


Гора Парнас. На ее склоне находятся древние Дельфы с храмом Аполлона


Гора Парнас. На ее склоне находятся древние Дельфы с храмом Аполлона

фокеяне во время своего вторжения захватили все золотые посвящения из храма,

фокеяне во время своего вторжения захватили все золотые посвящения из храма, в I в. н. э. император Нерон вывез из Дельф более 500 медных статуй. Что касается других сооружений древних Дельф, то они были расположены у священной дороги, ведущей в храм, и на самых террасах.

У священной дороги в храм стояло особое здание булевтерия. На центральной террасе, куда приводила дорога, сохранилась нижняя часть храма Аполлона Пифийского — прямоугольник размером 21,65 × 58 м из белого мрамора и камня, покрытого белой штукатуркой.

На верхней террасе святилища были открыты памятники, обширный театр, относящийся в основном уже ко II в. до н. э., и выше него, на склоне — стадион. У северо-восточного угла священной ограды раскрыто здание, почти примыкающее к северной стене, выстроенное книдянами. Стены его были расписаны знаменитым живописцем Полигнотом (V в. до н. э.), изобразившим здесь, как рассказывает Павсаний, сцены падения Трои и посещения Одиссеем подземного царства. На верхней террасе была найдена большая группа мраморных статуй, исполненных скульпторами школ Лисиппа и Скопаса, с надписью, указывающей, что эти скульптуры были посвящены храму правителями Фессалии.

Архитектурные памятники Дельфийского святилища своим разнообразием и художественным совершенством превосходят все сооружения архаической эпохи, не исключая и Олимпийское святилище. Из Дельф происходят и замечательные памятники скульптуры: бронзовая статуя возничего, так называемый «дельфийский возничий». Следует упомянуть мраморную колонну со стоящими наверху фигурами трех девушек — «лаконских танцовщиц», которая поражает своим изяществом и тщательностью отделки.

Раскопки Дельф дали также очень много надписей. Общее количество их превышает 5000. Это великолепный архив документов, позволяющий осветить жизнь Греции в классическую и эллинистическую эпохи. Опубликование дельфийских надписей позволило выяснить многие вопросы экономической и политической истории Греции. Особенно важны многочисленные (более тысячи) надписи об отпуске на волю рабов, который производился под видом продажи или посвящения раба богу Аполлону. В научной разработке дельфийских надписей ведущее место принадлежит русскому эпиграфисту А. В. Никитскому.

В 1910-х и 1920-х гг. в Дельфах производили доследования ранее открытых объектов и реставрационные работы. Было открыто неизвестное до того времени святилище Гермеса, расположенное к западу от храма Аполлона.

В 1922—1925 гг. в окрестностях Дельф — в Мармарионе был раскопан небольшой храм. Выяснилось, что еще во II тысячелетии до н. э. здесь было святилище богини Земли, позднее здесь почитали богиню Афину.

В 1930-х гг. в Дельфах вновь производились раскопки, на этот раз в скромных масштабах. Главной целью их было доисследовать ряд открытых ранее зданий и участков. В некоторых местах под остатками классической эпохи были обнаружены стены и керамика микенского периода. Наиболее интересной является находка, сделанная в 1939 г. под вымосткой священной дороги пяти фрагментов хризоэлефантинных (т. е. сделанных из золота и слоновой кости) статуй VI в. до н. э. Кроме этих фрагментов там же были найдены многочисленные украшения из золота и слоновой кости, бронзовые изделия и т. д. Среди этих находок выделяются статуэтки Коры и двух атлетов прекрасной работы VI в. до н. э.

      Смотрите также

      Завоевания Кира и Камбиза
      В середине VI в. до н. э., при Ахеменидах, Персидская держава достигла значительного могущества. В царство Кира (559—529 гг. до н. э.) входили Персия, Элам, Парфия, Гиркания, Мидия и значительная ...

      Основные направления греческой колонизации
      Колонизационное движение в VIII—VI вв. шло по трем направлениям: на запад, к берегам Сицилии и Италии; на север и северо-восток, по побережью Геллеспонта и побережьям Пропонтиды и до Понта Евксинс ...

      130. Восьмой подвиг: кобылицы Диомеда
      Восьмым подвигом должна была стать, по распоряжению Эврисфея, поимка четырех диких кобылиц фракийского царя Диомеда, о котором спорят: был ли он сыном Ареса и Кирены или родился от кровосмесительной ...