98. Тесей на Крите - Жизнь и подвиги Тесея - Мифы Древней Греции Р. Грейвс - Литература
До сих пор неясно: отправил ли Эгей Тесея против свирепого белого быка Посейдона по наущению Медеи или же он решил убить это огнедышащее чудовище уже после того, как Медею изгнали из Афин, надеясь тем самым снискать еще большее расположение афинян. Привезенный Гераклом с Крита и отпущенный на волю в долине Аргоса, бык пошел по Истму в Марафон и стал сотнями убивать людей между городами Пробалинф и Трикоринф, причем некоторые говорят, что среди погибших был сын Миноса Андрогей. Однако Тесей смело ухватил быка за смертоносные рога и победно протащил его по улицам Афин к крутому склону Акрополя, где принес его в жертву Афине или Аполлону.
b. На пути в Марафон Тесей воспользовался гостеприимством старой пряхи по имени Гекала, или Гекалена, которая обещала принести в жертву Зевсу барана, если только Тесей останется живым. Но она умерла, не дождавшись победы Тесея, и тот учредил гекалесии в ее честь и в честь Зевса Гекалея. Эти обряды исполняются и сейчас. Поскольку Тесей был в то время всего лишь мальчиком, Гекала ласкала его, как ласкают детей, поэтому ее чаще зовут уменьшительным именем Гекалена, а не Гекала.
c. Как плату за смерть своего сына Андрогея Минос приказал афинянам присылать на Крит семерых юношей и семерых девушек раз в девять лет, — а точнее, в конце Великого года, — где в лабиринте их пожирал Минотавр. Этот Минотавр, которого звали Астерием, или Астерионом, был быкоголовым чудовищем, которого Пасифая родила от белого быка. Вскоре после прибытия Тесея в Афины наступило время в третий раз посылать дань, и его охватила такая жалость к родителям, чьих детей по жребию должны были отправить на Крит, что он сам предложил себя в качестве жертвы, несмотря на самые искренние попытки Эгея разубедить его. Некоторые, правда, говорят, что на него выпал жребий. Другие считают, что царь Минос сам прибыл с большим флотом отбирать жертвы. Он прослезился, когда Тесей — хотя он был родом из Трезена, а не из Афин, — сам вызвался отправиться на Крит при условии, что, если ему голыми руками удастся победить Минотавра, Афины больше не будут платить дань своими детьми.
d. В двух предыдущих случаях корабли, на которых плыли четырнадцать жертв, поднимали черные паруса, но Тесей был уверен, что бог на его стороне, и поэтому Эгей вручил ему белый парус, который, в случае успеха, он должен был по возвращении поднять на своем корабле. Некоторые говорят, что парус был пурпурным, окрашенным соком ягод кермесоносного дуба.
e. Когда в суде были брошены все жребии, Тесей повел своих спутников в Дельфиний, где от всех пожертвовал Аполлону масличную ветвь, увитую белой шерстью. Четырнадцать матерей закупили еду на дорогу и, чтобы поднять дух своих детей, стали рассказывать притчи и героические сказания. Тесей, однако, заменил двух девушек парой женственных юношей, обладавших, тем не менее, недюжинной храбростью и здравым умом. Им он наказал принимать теплые ванны, избегать солнечных лучей, не отличаться от девушек ни осанкой, ни повадками и ходить девичьей поступью. Так ему удалось обмануть Миноса и выдать их за девушек.
f. Феак, предок феаков, к которым попал Одиссей, стал у руля на носу тридцативесельного судна, на котором они отплыли, потому что никто из афинян не был знаком с наукой мореплавания. Одни говорят, что кормчим был Ферекл, но, пожалуй, правы другие, кто говорит, что кормщиком был Навсифой, потому что по возвращении Тесей воздвиг монументы Навсифою и Феаку в Фалерах — порту, из которого они отбыли, и в их честь стали проводить местный праздник кормчих.
g. Дельфийский оракул посоветовал Тесею взять на время плавания в путеводительницы Афродиту. Поэтому он принес ей жертвы на берегу, но — о, чудо! — принесенная в жертву коза превратилась во время предсмертных судорог в козла. Из-за этого чуда Афродита получила эпитет Козлиная.
h. Тесей отплыл в шестой день мунихиона (апреля). Каждый год в этот день афиняне отправляют девушек в Дельфиний, чтобы умилостивить Аполлона, потому что Тесей забыл это сделать перед отплытием. Буря, насланная разгневанным богом, вынудила их укрыться в Дельфах и принести там запоздалые жертвы.
i. Когда через несколько дней корабль достиг Крита, Минос на колеснице спустился в бухту, чтобы пересчитать жертвы. Влюбившись в одну из афинских девушек, — до сих пор спорят, была ли это Перибея, мать Аякса, Эрибея или Феребея, поскольку у всех трех имена очень похожи, — он готов уже был овладеть ею, но вмешавшийся Тесей заявил, что ему, как сыну Посейдона, подобает защищать девственниц от посягательств тиранов. Похотливо засмеявшись, Минос ответил, что про Посейдона никак нельзя сказать, чтобы он жалел приглянувшихся ему девушек.
— Эй! — вскричал Минос. — Достань мне эту безделицу и докажи, что ты — сын Посейдона! — С этими словами он бросил в море свое кольцо с печатью.
— Сначала докажи, что ты сын Зевса! — ответил ему Тесей.
j. Минос доказал. Он вознес молитву: «Отец Зевс, услышь меня!» — и в ответ тут же сверкнула молния и раздался удар грома. После этого Тесей нырнул в море, где большая стая дельфинов с почетом сопроводила его в подводный дворец нереид. Некоторые говорят, что нереида Фетида вручила ему тогда украшенную каменьями корону, подаренную ей на свадьбу Афродитой, которую впоследствии носила Ариадна. Другие утверждают, что это сделала морская богиня Амфитрита, пославшая во все стороны нереид на поиски кольца. Как бы там ни было, когда Тесей появился из моря, у него были кольцо и корона, как это запечатлел Микон в росписи на третьей стене святилища Тесея.
k. Афродита действительно сопровождала Тесея, потому что не только Перибея и Феребея пригласили галантного Тесея разделить с ними ложе (и не были отвергнуты), но даже дочь Миноса Ариадна влюбилась в него с первого взгляда. «Я помогу тебе убить моего сводного брата Минотавра, — тайно пообещала она ему, — если ты позволишь мне отправиться в Афины твоей женой». Это предложение Тесей с радостью принял и поклялся жениться на ней. Случилось так, что, прежде чем покинуть Крит, Дедал вручил Ариадне волшебный клубок ниток и научил ее, как входить и выходить из лабиринта. Она должна была открыть дверь и привязать свободный конец нити к дверной притолоке, клубок покатится впереди нее, становясь с каждым шагом все меньше, и приведет по хитрым поворотам и переходам к внутреннему помещению, где обитает Минотавр. Этот клубок Ариадна отдала Тесею и наказала ему следовать за клубком, пока тот не приведет его к спящему чудовищу, которого следует схватить за волосы и принести в жертву Посейдону. Обратную дорогу он найдет, сматывая нить в клубок.
l. Той же ночью Тесей сделал все, как ему было сказано, но до сих пор спорят, убил ли он Минотавра мечом, данным ему Ариадной, просто голыми руками или своей знаменитой палицей. Скульптурный фриз в Амиклах изображает связанного Минотавра, которого ликующий Тесей ведет в Афины, однако не все верят, что все было именно так.
т. Когда Тесей вышел из лабиринта, забрызганный кровью, Ариадна страстно обняла его и повела всех афинян в бухту. К этому времени двое юношей, переодетых в девушек, убили стражей женских покоев и освободили пленниц. Они тайком пробрались на свой корабль, где их уже ждали Навсифой и Феак. Все дружно налегли на весла и поспешили прочь. Но несмотря на то что Тесей заблаговременно пробил дно у многих критских судов, чтобы помешать погоне, на берегу прозвучала тревога и ему пришлось уже в бухте вступить в морской бой прежде, чем им удалось (к счастью, без потерь) выскользнуть в открытое море под покровом темноты.
n. Несколько дней спустя, высадившись на остров, который тогда назывался Диа, а теперь известен как Наксос, Тесей оставил спящую Ариадну на берегу, а сам уплыл. Почему он так поступил, до сих пор остается тайной. Одни говорят, что он покинул ее из-за новой возлюбленной по имени Эгла, дочери Панопея, другие — что пока ветер не давал ему уплыть с Диа, он все думал о неприятностях, которые вызовет приезд Ариадны в Афины. Третьи считают, что Дионис, явившийся во сне Тесею, стал угрожать и требовать себе Ариадну и что, когда Тесей проснулся и увидел флот Диониса, державший курс на Диа, то, поддавшись внезапному страху, поднял якорь, а Дионис, использовав чары, заставил его забыть и обещание, данное Ариадне, и даже само ее существование.
о. Какой бы ни была правда, жрецы Диониса в Афинах подтверждают, что когда Ариадна обнаружила, что осталась одна, покинутой на острове, она стала горько причитать, вспоминая, как она дрожала, когда Тесей отправился убивать ее уродливого сводного брата, как она давала молчаливые обеты, чтобы только он победил, и как из-за любви к нему она бросила родителей и родину. Сейчас она призывала всю вселенную отомстить за нее, и отец Зевс согласился. Тогда для спасения Ариадны явился нежный и ласковый Дионис со своей веселой свитой сатиров и менад. Он без промедления женился на ней, надев на ее голову венец Фетиды, а она родила ему много детей. Из них только Фоанта и Энопиона иногда называют сыновьями Тесея. Венец, который позднее Дионис вознес на небо как созвездие Северной Короны, изготовил Гефест из огненного золота и красных индийских камней, вставленных в оправу, словно розы.
p. Критяне, однако, отказываются признать, что Минотавр когда-либо существовал и что Ариадна досталась Тесею незаконно. Они считают, что лабиринт — это просто хорошо охраняемая тюрьма, в которой содержались афинские юноши и девушки — намеченные в качестве жертв на погребальных играх в честь Андрогея. Некоторых из них принесли в жертву на его могиле, а остальных вручили победителям в качестве призов, как рабов. Случилось так, что жестокий и надменный военачальник Миноса, по имени Тавр, год за годом забирал их к себе, выигрывая все соревнования, в которых участвовал, к большому неудовольствию своих соперников. Он злоупотребил доверием Миноса потому, что пошли слухи, будто он вступил в любовную связь с Пасифаей, в чем ему помог Дедал, и что один из ее сыновей-близнецов очень похож на него. Поэтому Минос с радостью согласился, когда Тесей испросил разрешения побороться с Тавром. В древнем критском государстве игры разрешалось посещать и мужчинам, и женщинам, и Ариадна влюбилась в Тесея, когда увидела, как тот трижды подряд перебрасывал через себя прежнего победителя и прижимал его плечами к земле. Миносу это зрелище доставило не меньшее удовольствие, и он вручил Тесею награду, объявил его своим названым сыном и отменил жестокую дань.
q. Традиционная песнь боттиеев подтверждает легенду в том, что не все жертвы умерщвлялись. В ней говорится, что критяне посылали в качестве жертвы своих детей-первенцев в Дельфы, причем в основном это были дети живших на Крите афинских рабов. Однако дельфийцы не могли прокормить их из-за скудости ресурсов своего небольшого города и отправляли за море, чтобы они основали колонию в Япигии, что в Италии. Позднее они осели во фракийской Боттиее. А вызывающее тоску восклицание девушек из Боттиеи: «О, дай нам вернуться в Афины!» — постоянно напоминает об их происхождении.
r. Совершенно иначе все рассказывают киприоты и другие. Они говорят, что Минос и Тесей достигли соглашения, закрепленного клятвой, что ни один корабль, кроме «Арго», — которым командовал Ясон, обещавший очистить море от пиратов, — не имел права плавать в греческих водах с командой, превышающей пять человек. Когда Дедал бежал с Крита в Афины, Минос нарушил этот уговор, бросившись за ним в погоню на больших судах, чем вызвал гнев Посейдона, который был свидетелем клятвы. Он поднял бурю, отогнавшую корабли к Сицилии, где Минос нашел свою смерть. Сын Миноса Девкалион пригрозил, что если афиняне не выдадут Дедала, то он казнит всех заложников, которых оставил Тесей при заключении договора. Тесей ответил, что Дедал — его кровный родственник, и спросил, нельзя ли прийти к обоюдному согласию как-нибудь по-другому. Они обменялись с Девкалионом несколькими посланиями, но все это время Тесей тайно строил военные корабли, частью — в Тиметадах (поскольку этот порт лежал в стороне от морских путей), а частью — в Трезене, где у Питфея была верфь, о которой критяне ничего не знали. Через месяц или два его корабли вышли в море, ведомые Дедалом и другими беглецами с Крита. Критяне приняли приближающиеся корабли за потерявшуюся часть флота Миноса и громко их приветствовали. Поэтому Тесей захватил бухту почти без сопротивления и тут же направился в Кносс, где перебил стражу Девкалиона, а его самого убил во внутренних покоях дворца. После этого критский трон перешел к Ариадне, с которой Тесей великодушно договорился. Она освободила афинских заложников, и между двумя народами был заключен дружеский союз и принесена клятва никогда более не начинать войну. На самом деле Ариадна просто вышла за Тесея замуж.
s. После продолжительных празднеств они отправились в Афины, но буря отнесла их к Кипру. Здесь Ариадна, будучи беременной от Тесея и боясь, что из-за морской качки случится выкидыш, попросила высадить ее на берег недалеко от Амафунта, что и было сделано. Но не успел Тесей вернуться на корабль, как сильный ветер стал уносить весь флот в открытое море. Женщины Амафунта очень хорошо приняли Ариадну и утешали ее письмами, которые якобы только что пришли от Тесея, чинящего корабли на берегу соседнего острова, а когда она умерла от родов, они устроили ей пышные похороны. В Амафунте до сих пор показывают могилу Ариадны, расположенную в роще, где ей поклоняются под именем Ариделы. Когда Тесей все-таки вернулся на Кипр, проделав путь от сирийского берега, то очень опечалился, узнав о смерти Ариадны, и оставил много денег, наказав приносить ей жертвы. Киприоты до сих пор еще отмечают праздник Ариадны во второй день месяца горпиея. Во время праздника какой-нибудь юноша ложится наземь в роще Ариадны и имитирует родовые муки. Они также поклоняются двум небольшим статуям Ариадны — одной из серебра, а другой — из бронзы, — которые оставил Тесей. Они также говорят, что Дионис не только не женился на Ариадне, но и рассердился за то, что она с Тесеем осквернила Наксосский грот, и даже пожаловался Артемиде, которая и убила Ариадну во время родов безжалостными стрелами. Некоторые, правда, утверждают, что Ариадна сама повесилась, боясь Артемиды.
t. Вернемся, однако, к истории Тесея. Из Наксоса он отправился на Делос и там принес жертву Аполлону и устроил атлетические игры в его честь. Именно здесь он ввел новый обычай — украшать голову победителя пальмовым венком и вручать ему пальмовую ветвь. Он также благоразумно пожертвовал Аполлону небольшое изваяние Афродиты работы Дедала, которое Ариадна захватила из Крита и оставила на борту корабля — оставь он его, это могло бы вызвать множество циничных замечаний афинян. Это изваяние, которое и сейчас показывают на Делосе, стоит на квадратном основании, заменяющем ноги богини, и постоянно украшено гирляндами цветов.
u. Неподалеку от круглого озера на Делосе стоит роговой жертвенник. Его построил сам Аполлон, когда ему было всего четыре года, сложив из бесчисленного количества рогов от коз, убитых Артемидой на горе Кинф. Это было первое архитектурное творение Аполлона. И основание жертвенника, и окружающие его стены полностью сделаны из рогов, причем все рога взяты с одного бока животных, только непонятно — с правого или левого. Если что делает это творение равным семи чудесам света, так это то, что ни раствор, ни другое связующее вещество не были использованы при его постройке. Именно вокруг этого жертвенника — или, как говорят другие, вокруг жертвенника Афродиты, на котором стояла статуя работы Дедала, — Тесей и его спутники исполняли пляску «журавля»: мерные движения то в одну сторону, то в другую как бы воспроизводят запутанные ходы лабиринта. Делосцы до сих пор танцуют этот танец, завезенный Тесеем из Кносса. Дедал построил Ариадне площадку для этого танца, выложил все фигуры белым рельефным мрамором, скопировав их с египетского лабиринта. Исполнявшийся Тесеем и его спутниками танец журавля на Кноссе стал первым танцем, в котором вместе плясали мужчины и женщины. Во многих городах Греции и Малой Азии этот танец еще танцуют старые люди (особенно моряки), а в италийских деревнях его танцуют дети. Кроме того, с него начались Троянские игры.
v. Месть Ариадны настигла Тесея. То ли печалясь, что потерял ее, то ли от радости при виде аттического берега, но он забыл о своем обещании поднять белый парус. Эгей, который наблюдал за приближающимся кораблем с акрополя (где сейчас стоит храм крылатой Ники), заметил черный парус, лишился чувств, а потом, придя в себя, бросился вниз головой с акрополя и разбился насмерть. Некоторые, правда, говорят, что он бросился в море, которое с тех пор зовется Эгейским.
w. Тесею не говорили об этом печальном событии до тех пор, пока он не совершил все жертвоприношения богам в благодарность за благополучное возвращение. После этого он похоронил Эгея и построил ему святилище, как герою. На восьмой день пианепсиона (октябрь), т.е. день, когда Тесей вернулся с Крита, благодарные афиняне спешат на берег моря с кухонными горшками и там варят всевозможные бобы, чтобы напомнить своим детям о том, как Тесей, который был вынужден из-за нехватки пищи держать команду корабля впроголодь, сойдя на берег, сразу же сложил всю оставшуюся провизию в один котел и наконец-то наполнил пустовавшие желудки моряков. На этом же празднике поют благодарственные песни в честь окончания голода и приносят масличную ветвь, обвитую белой шерстью и увешанную по сезону плодами, в память о той оливе, которую Тесей пожертвовал богам, отправляясь в плавание. Поскольку это было временем сбора урожая, Тесей учредил праздник виноградных ветвей в благодарность то ли Афине, то ли Дионису, поскольку оба божества явились ему на Наксосе, а может быть, в честь Диониса и Ариадны. Двое несущих ветви олицетворяли тех двух юношей, которых Тесей взял на Крит, переодев девушками, и которые сопровождали его во время триумфального шествия после возвращения в Афины. Четырнадцать женщин несут провизию и принимают участие в жертвоприношении. Они олицетворяют матерей спасенных жертв и должны рассказывать притчи и древние мифы, как это делали настоящие матери накануне отплытия корабля.
x. Тесей посвятил Артемиде Спасительнице храм на рыночной площади Трезена, а его самого сограждане почтили святилищем еще при жизни. Те семьи, с которых взималась дань Криту, обязались поставить необходимые жертвоприношения. Жрецами в новом храме Тесей дозволил быть Фиталидам в благодарность за их гостеприимство. Судно, на котором он плавал на Крит, с тех пор раз в год отправлялось на Делос и обратно, но его так часто перебирали и перестраивали по мере ветшания, что оно стало обычным примером в рассуждениях философов, определяющих понятие самотождественности меняющегося объекта.
Аполлодор. Эпитома I.5; Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия VIII.294; Павсаний I.27.9; Плутарх. Тесей 14; Гесихий под словом Bolynthos.
Плутарх. Цит. соч.; Каллимах. Гекала (Фр. XV Schneider); Овидий. Лекарство от любви 747.
Диодор Сицилийский IV.61; Гигин. Мифы 41; Аполлодор. Цит. соч. III.1.4; Павсаний ІІ.31.1.
Плутарх. Тесей 17; Аполлодор. Цит. соч. I.7; Схолии к «Илиаде» Гомера XVIII.590; Диодор Сицилийский. Цит. соч.; Гелланик, Цит. по: Плутарх. Тесей 17.
Плутарх. Цит. соч.; Симонид. Цит. по: Плутарх. Цит. соч.
Плутарх. Тесей 18; Демон «История». Цит. по: Плутарх. Тесей 23.
Филохор, Цит. по: Плутарх. Тесей 17; Симонид. Цит. по: Плутарх. Цит. соч.; Павсаний 172.
Плутарх. Цит. соч. 18.
Плутарх. Цит. Соч.
Павсаний I.42.1; Гигин. Поэтическая астрономия ІІ.5; Плутарх. Тесей 29.
Павсаний I.17.3; Гигин. Цит. соч.
Плутарх. Тесей 29; Аполлодор. Эпитома I.8.
Гомер. Илиада XVIII.590; Евстафий. Комментарий к «Одиссее» Гомера ХІ.320; Аполлодор. Эпитома I.9; Овидий. Героини IV.115; Павсаний III.18.7.
Павсаний ІІ.31.1; Ферекид. Цит. по: Плутарх. Тесей 19; Демон. Цит. по: Плутарх. Цит. соч.
Схолии к «Идиллиям» Феокрита II.45; Диодор Сицилийский IV.61.5; Катулл LXIV.50 и сл.; Плутарх. Тесей 29; Гиган. Мифы 43.
Павсаний X.29.2; Диодор Сицилийский V.51.4; Схолии к Феокриту. Цит. соч.
Павсаний I.20.2; Катулл LXIV.50 и сл.; Гигин. Поэтическая астрономия ІІ.5.
Плутарх. Тесей 20; Псевдо-Эрастофен. Превращение в звезды 5.
Плутарх. Тесей и Ромул; Филохор. Цит. по: Плутарх. Тесей 16; Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия VI.14; Филохор. Цит. по: Плутарх. Тесей 19.
Аристотель. Государственное устройство боттиеев. Цит. по: Плутарх. Тесей 16; Плутарх. Греческие вопросы 35.
Клидем. Цит. по: Плутарх. Тесей 19.
Гесихий под словом Aridela; Пеон. Цит. по: Плутарх. Тесей 21.
Плутарх. Цит. соч. 21; Павсаний. VIII.48.2 и ІХ.40.2; Каллимах. Гимн к Делосу 312.
Каллимах. Гимн к Аполлону 60 и сл.; Плутарх. Цит. соч. и «Кто из животных самый ловкий?» 35.
Плутарх. Тесей 21; Каллимах. Гимн к Делосу 312 и сл.; Гомер. Илиада XVIII.591—592; Павсаний ІХ.40.2; Плиний. Естественная история XXXVI.19; Схолии к «Илиаде» Гомера XVIII. 590; Евстафий. Комментарии к «Илиаде» Гомера с. 1166; Вергилий. Энеида V.588.
Катулл LXIV.50; Аполлодор. Эпитома I.10; Плутарх. Тесей 22.
Катулл. Цит. соч.; Павсаний I.22.4—5; Плутарх. Цит. соч.; Гигин. Мифы 43.
Павсаний I.22.5; Плутарх. Тесей 22 и 23.
Павсаний II.31.1; Плутарх. Цит. соч., 23.
1. Критская культура стала распространяться в Греции в конце XVIII в. до н.э., возможно, благодаря эллинской аристократии, которая захватила власть на Крите поколением или двумя раньше и оказалась у истоков новой культуры. Бесхитростный рассказ о набеге Тесея на Кносс, который приводит Плутарх со ссылкой на Клидема, звучит довольно правдоподобно. Он описывает, как афиняне восстали против своего критского владыки, который захватил заложников как гарантию послушания Афин; стали тайно строить корабли, разграбили не защищенный крепостными стенами Кносс, когда основной критский флот был у Сицилии, а затем подписали мирный договор, скрепленный браком афинского царя с наследницей критского трона Ариадной. Эти события, которые могли произойти в XIV в. до н.э., имеют и мифологическое объяснение: дань в виде юношей и девушек, которая взималась с Афин как плата за убийство критского принца. Тесей, который ловко убил быка Миноса или победил в борцовской схватке главного полководца Миноса, освобождает Афины от дани, женится на наследнице трона Ариадне и заключает мир с самим Миносом.
2. Убийство Тесеем быкоголового Астерия по прозвищу Минотавр, или бык Миноса, его поединок в борьбе с Тавром («быком»), а также захват критского быка — это все версии рассказа об одном и том же событии. Bolynthos, давший название аттическому городу Пробалинфу, переводится с критского как «дикий бык». Минос — это титул кносской династии, чьей эмблемой был небесный бык; «Астерий» могло означать «солнечный» или «небесный». Именно в образе быка царь, вероятно, вступал в ритуальный брак с верховной жрицей луны-коровы (см. 88.7). Одним из элементов, составивших основу мифа о лабиринте, мог быть тот факт, что кносский дворец, т.е. дом Лабриса, или двойного топора, представлял собой комплекс комнат и переходов, в котором афинские воины, захватившие дворец, не сразу нашли и убили царя. Но это не все. Поле перед дворцом занимала площадка для танцев с выложенным лабиринтом фигур, которые были обязательны при исполнении эротического весеннего танца (см. 92.4).
3. Похоже, что древний танец «журавля», — а журавли тоже исполняют брачные танцы, — имел фигуры, построенные по типу лабиринта. В некоторых лабиринтах танцоры держали в руках бечеву, которая помогла им сохранять нужную дистанцию и безошибочно исполнять все фигуры. Эта бечева могла навеять историю о клубке ниток (А. Кук. Журнал эллинских исследований XIV.101 и сл., 1949). Следует отметить, что в Афинах и на горе Сипил танец с веревкой назывался кордакс (Аристофан. Облака 540). Зрелище, которое устраивали на Крите на арене для быков, включало акробатические выступления юношей и девушек, которые по очереди хватались за рога нападавшего на них быка и кувырком прокатывались между рогами и лопатками животного. Это, очевидно, был религиозный обряд, и не исключено, что в нем исполнители также олицетворяли планеты. Вряд ли это занятие было таким опасным, как об этом пишут многочисленные авторы. Достаточно вспомнить, как редко гибнут banderilleros в Испании во время боя быков. Кроме того, на критской фреске видно, что юношу и девушку, совершивших кувыркание, всегда готов поймать их партнер, как только они коснутся земли ногами.
4. Имя Ариадна, которое греки воспринимали как Ариагна («святейшая»), вероятно, было эпитетом луны-богини, в честь которой исполнялся танец и устраивались представления с быком. Ее также звали Аридела, т.е. «яснейшая». Ношение увешанных плодами ветвей в честь Ариадны и Диониса, а также тот факт, что Ариадна повесилась, «боясь гнева Артемиды», говорит о том, что к этим ветвям крепились куклы-Ариадны (см. 79.2). Беотийская кукла-богиня, сделанная в форме колокола, языком которого служили ее ноги (из коллекции Лувра), — это Ариадна, Эригона или Артемида Висельница. Корона Ариадны, сделанная Гефестом в форме розового венка, — это не фантазия: тонкой работы золотые венки с цветами из драгоценных камней обнаружены в Мохлосском кладе.
5. Брак Тесея со жрицей луны сделал его владыкой Кносса. В этой связи интересно отметить, что на одной из кносских монет народившаяся луна помещена в центре лабиринта. Матрилинейный обычай лишал наследницу всех прав на землю, если она уплывала с мужем за море, и это объясняет, почему Тесей не взял Ариадну с собой в Афины и не увез дальше острова Диа, который принадлежал Криту и был даже виден с Кносса. Критский Дионис, изображавшийся в виде быка, был на самом деле Миносом и законным супругом Ариадны, поэтому на посвященных ей оргиях разносили критское вино. Этим же можно объяснить, почему, как свидетельствует Гомер, Дионис возмутился тем, что Ариадна разделила ложе с пришельцем Тесеем.
6. Многие древние афинские обряды микенского периода объясняются Плутархом и другими в свете посещения Тесеем Крита. Например, ритуальная проституция девушек и ритуальная содомия, характерная для культа Анаты в Иерусалиме (см. 61.1) и культа Сирийской богини в Иераполе, рудиментарно сохранились у афинян как умилостивление Аполлона, которому передавались в дар девушки, и двое юношей, переодетых в девушек, носили ветви нового урожая. Увешанные фруктами ветви напоминают lulab, который носили в Иерусалиме во время праздника Кущей, также отмечавшегося ранней осенью. Праздник Кущей был праздником лозы и соответствовал афинской Осхофории, или «ношению виноградных гроздей», который был особенно интересен тем, что на нем устаивались соревнования в беге. Первоначально победитель становился новым царем-жрецом, как и в Олимпии, и получал смесь из пяти веществ — «масла, вина, меда, рубленого сыра и муки», т.е. тот самый божественный нектар, или амбросию, богов. Плутарх связывал Тесея как нового царя с этим праздником, говоря, что он появляется неожиданно во время праздника, и это снимает с него полностью обвинение в каком бы то ни было участии в убийстве Эгея, его предшественника. Однако на самом деле новый царь боролся со старым царем и сбрасывал его, как фармак, с Белой скалы в море (см. 96.3).
7. В доэллинскую эпоху мужчинам, вероятно, запрещалось есть бобы, а пифагорейцы продолжали воздерживаться от бобов на том основании, что в них вполне могут обитать души предков и что, если мужчина, в отличие от женщины, съест боб, то может лишить своего мужского или женского предка шанса родиться вновь. Народный праздник бобов говорит о том, что эллины насмехались над богиней, которая ввела это табу. Об этом же говорит тот факт, что Тесей передал должность жрецов Фиталидам («садоводам»), причем форма женского рода от этого имени напоминает о том, что прежде выращивание фиговых пальм, как и выращивание бобов, представляло собой тайну, которую хранили женщины (см. 24.13).
8. Поклонение киприотов Ариадне как «богине рождения из Амафунта» говорит о том, что этот титул принадлежал Афродите. Ее осенний праздник отмечал приход нового года, на котором юноша, имитировавший родовые муки, был ее царственным возлюбленным Дионисом. Этот обряд известен под названием кувады во многих районах Европы, включая отдельные места восточной Англии.
9. Сложенное из рогов святилище Аполлона на Делосе недавно было раскопано. Алтарь и основание святилища не сохранились, и, судя по каменным украшениям, бык как ритуальное животное вытеснил козу. Причем существуют сомнения относительно того, что коза была ритуальным животным. Так, на одной из минойских печатей изображена богиня, стоящая на алтаре, полностью сделанном из рогов быка.
10. Аллегорическая настенная роспись, сделанная Миконом, на которой Фетида вручает Тесею корону и кольцо, а Минос сердито смотрит на все с берега, вероятно, запечатлела переход власти на море из рук Крита в руки Афин. Однако не исключено, что на фреске изображен Минос, бросающий кольцо в море и тем самым символически вступающий в брак с богиней моря. В средние века так же поступали венецианские дожи.
11. Энопион и Фоант иногда называются сыновьями Тесея потому, что они были героями Хиоса и Лемноса (см. 88.h), союзников Афин.
Смотрите также
Микенская культура
Развалины циклопических стен и башен, современные этим стенам гробницы и некрополи
сохранились и были обнаружены в результате раскопок и археологических исследований
не только в Арголиде, Мессении ...
108. Тантал
О родителях и происхождении Тантала ведутся споры. Его матерью
была Плуто, дочь Крона и Реи или, как считают некоторые, дочь Океана и Тефиды.
Его отцом называют Зевса или Тмола — увенчанное дуб ...
Выход Спарты и ее пелопоннесских союзников из общегреческого союза
Одним из наиболее значительных событий периода пентеконтаэтии, во многом определивших
собой историческую обстановку всего этого времени, явилось образование Делосского
морского союза, в дальнейшем ...