Музы - До Олимпа - Мифы и легенды Древней Греции - Мифы

На каменных отрогах Пиерии Водили музы первый хоровод, Чтобы, как пчелы, лирники слепые Нам подарили ионийский мед.

Осип Мандельштам

Девять муз с их именами и функциями покровительниц искусств — Каллиопа, Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Терпсихора, Талия, Полигимния, Урания, Эрато — результат длительного религиозно-мифологического развития.

Первоначально, как и другие боги-множества, музы не имели ни индивидуального облика, ни личного имени, являясь абстрактными понятиями. Лишь постепенно в отдельных уголках Греции стали выделяться более ограниченные группы муз, мало похожих на тех, к которым мы привыкли, и имевших совсем другие имена. Древние поэты называют их «старшими», «доолимпийскими». Так, на Геликоне почитались Мелета, Мнема и Аэда, в Дельфах — Нета, Меса и Гипата, в Сикионе — несколько муз (от одной из них дошло имя — Полиматия), на Делосе существовал культ семи муз, чьи имена не сохранились.

Девять муз появляются впервые в «Одиссее», а Гесиод уже называет их имена. В это время они — обитательницы Олимпа, что не мешало им и на земле сохранить за собой излюбленные местности — гору Парнас в Дельфах и гору Геликон в Беотии. В начале поэмы «Теогония» («Происхождение богов») Гесиод обращается к музам Геликона, предстающим не как абстрактные, безликие вдохновительницы поэта, а как очаровательные быстроногие девы, кружащиеся в хороводе на склоне горы вокруг алтаря Зевса. Поэт любуется их нежными ступнями, чистой кожей, омытой в роднике Гиппокрены, и слышит их голоса, обращенные к пастухам, пасущим овец на том же Геликоне.

Матерью муз Гесиод называет Мнемосину, богиню Воспоминания, а отцом — Зевса с

Матерью муз Гесиод называет Мнемосину, богиню Воспоминания, а отцом — Зевса с его царским девятилетним циклом власти:

Девять ночей сопрягался с богинею Зевс промыслитель, К ней далеко от богов восходя на священное ложе.

Очередная ночь давала одну из муз, и можно думать, что первоначально муза воспринималась как покровительница каждого года, дарованного верховным богом царям, которые, подобно критскому Миносу, были обязаны, согласно Гомеру, «в девятилетие раз общаться с великим Зевесом». Если наше предположение верно, то концепция олимпийских муз оформилась в эгейском мире во II тыс. до н. э., когда избранниками муз могли становиться лишь цари:

Если увидят, что родом от Зевсом вскормленных царей он, То орошают счастливцу язык многосладкой росою, Речи приятные с уст его льются тогда.

По наиболее вероятному значению греческого слова «муса», или «муза», — это «размышляющая, помышляющая, мыслящая», что, видимо, объясняет, почему в качестве матери муз фигурирует Мнемосина (Память) — необходимый элемент размышления.

На Парнасе с музами был связан Кастальский источник, в котором черпали вдохновение поэты. Это способствовало тому, что музам придали облик нимф и постепенно переориентировали их из сферы мысли в сферу искусства.

Специализация муз как покровительниц отдельных видов искусства стала возможной лишь с появлением этих искусств: Мельпомена могла стать покровительницей трагедии, Талия — комедии, Терпсихора — танца, Клио — истории, Урания — астрономии, Эрато — любовной поэзии, Эвтерпа — лирической поэзии, а старшая из девятерых Каллиопа — эпоса, лишь после того как эти искусства сформировались. Во времена же Гесиода еще не было утрачено восприятие муз как «мыслящих», «вспоминающих»: ведь именно музы вместе с богинями поют те мудрые песни о мироздании, которые поэт будто бы услышал на склонах Геликона и пересказал в «Теогонии» — поэме о происхождении богов.

Дух греческого мифа, так же как и бытия, — агон (состязание). И у муз были соперницы

Дух греческого мифа, так же как и бытия, — агон (состязание). И у муз были соперницы — девять дочерей македонского царя Пиероса. В то время как музы воспевали в своих песнях победы богов над титанами, Пиериды высмеивали трусость небожителей, превратившихся из страха перед Тифоном в зверей. Судьи состязания нимфы, избранные музами, присудили им победу. Пиериды, не признав этого решения, набросились на Муз, пытаясь оскорбить их действием, и тотчас были превращены в сорок. С тех пор они оглашают леса и поля резкими криками, не дают покоя ни птицам, ни людям.

      Смотрите также

      Внутренняя борьба в Спарте и других греческих государствах
      Спарта в начале V в. до н. э. вела упорную борьбу с Аргосом. Энергичному спартанскому царю Клеомену удалось нанести Аргосу сокрушительный удар. Окрыленный этим успехом Клеомен, отказавший в свое в ...

      В начале было имя
      Знакомство с греческими, да и любыми другими мифами начинается с имен задействованных в них персонажей. Боги и герои так же, как их древние почитатели, отличались друг от друга именами, и установ ...

      Древнейший период истории греческой религии
      В настоящее время не может уже подлежать никакому сомнению, что светлый мир мифологических образов Олимпа, нашедший себе столь яркое выражение в античном искусстве и поэзии, далеко не исчерпывал соб ...