Креуса - Аттика - Герои и героика - Мифы и легенды Древней Греции - Мифы

У Эрехтея оставалась еще одна дочь — Креуса. И ее судьбой он решил воспользоваться, чтобы укрепить положение Афин. Он обещал выдать девушку за того, кто разгромит враждебных афинянам эвбейцев. Этот подвиг совершил фессалиец Ксуф, сын Эллина и нимфы Орсеиды. Так Креуса стала супругой Ксуфа, сделавшегося наследником Эрехтея.

Прошло несколько лет, и старый Эрехтей внезапно исчез. Прошел слух, что его взял под землю и умертвил Посейдон. Царем стал Ксуф. Афиняне видели в нем чужака и терпели только потому, что надеялись на рождение у Креусы сына. Однако брак оставался бездетным, и граждане с тревогой думали о том, что вскоре древний род афинских царей угаснет.

Пытаясь узнать о причине бездетности брака царской четы, афиняне без конца приносили жертвы богам и вопрошали местных прорицателей. Боги давали невразумительные и бессодержательные ответы. Все настойчивее требовали граждане, чтобы сама царица обратилась в храм Аполлона и узнала о причине бесплодия. Но одно имя Аполлона вызывало у Креусы ужас.

Однажды во дворец явились жрицы и от имени народа настояли, чтобы Креуса немедленно отправилась в Дельфы, ибо Афинами не может всегда править чужеземец. Креуса вынуждена была подчиниться. Явившись в Дельфы, она купила у входа в священный участок жертвенного барана и смешалась с толпой просителей и просительниц. Вышел жрец и, приняв дары Аполлону, произвел среди пришедших жеребьевку.

Томительным было ожидание. Со страхом думала Креуса о том, как отнесется Аполлон к ее дерзкому вопросу. Ведь не кто иной, как Сребролукий, когда Креуса, будучи девушкой, собирала цветы под Долгими скалами, затащил ее в пещеру и силой сделал своей возлюбленной. Когда же через десять лун родился младенец, Креуса отнесла его в ту же пещеру под Долгими скалами и больше о нем ничего не слыхала. Не гневается ли Аполлон за то, что она погубила его сына? Не потому ли брак с Ксуфом бездетен, что Сребролукий не хочет ее простить?

Тем временем из храма с метелкой в руках вышел служитель, юноша небесной красоты. Креуса, почувствовав к нему симпатию, решила довериться незнакомцу.

— Не знаю, как начать, — молвила она, потупившись. — Я пришла по просьбе подруги. В юности ее тайно полюбил Аполлон, и она родила от него младенца. Опасаясь позора, девушка положила младенца в корзину и...

—Старая история! — перебил юноша. — Твоя подруга не первая и не последняя. Сколько раз согрешившие девы сваливали вину или оплошность на бога. — Не знаю, как другие, — сурово возразила Креуса, — но моя подруга не лгунья! Я ей верю, как самой себе. Если тебя не затруднит, передай этот складень пифии.

—Я охотно помогу твоей подруге, если она сама боится гнева Аполлона.

Взяв складень, юноша исчез в храме, но пробыл там совсем недолго. По его бледному лицу Креуса сразу поняла, что случилось ужасное. Складень был выжжен, словно через него прошла молния.

В это же мгновение появился жрец, до того принявший у Креусы барана.

— Убирайся отсюда, нечестивица, вместе со своим бараном! — бросил он ей сурово. — Бог отверг твою жертву. Просители и просительницы набросились на Креусу, но юноша защитил ее и вывел из святилища.

— Как твое имя? — спросила Креуса, прощаясь с ним. — Я хочу за тебя молиться.

— Молись Аполлону, ведь я его раб, — ответил юноша.

Возвратившись в Афины, Креуса со слезами на глазах объяснила супругу, что ее жертва не принята.

—Что ж! — решил царь. — Придется мне отправиться в Дельфы самому. Народ ждет и требует. Ксуф вернулся через несколько дней и не один. С ним был юноша, в котором Креуса сразу же признала своего спасителя.

—Ты — царица! — вырвалось из его уст. — Что же в Дельфах ты не назвала своего имени?

—Теперь я понимаю, почему твоя жертва не была принята! — воскликнул Ксуф. — Ты не назвала своего имени! Я же назвал себя и получил ответ... — Какой? — вскрикнула Креуса.

—Благоприятный, — ответил Ксуф, замявшись. — В свое время он станет тебе известен. А пока мне надо готовиться к походу. Мой юный друг Ион останется с тобой. Позаботься о нем, как мать.

—Так у тебя есть имя, раб Аполлона, — удивилась Креуса. — Почему же и ты его не назвал?

—Ион — имя, которое мне дал твой супруг, — ответил юноша. — Это было в тот день, когда он меня впервые увидел в Дельфах.

Креуса задумалась. «Почему Ксуф не сообщил об ответе оракула? Зачем я должна заботиться об Ионе, как о сыне? Каким образом юноша согласился принять имя от человека, которого видел впервые?»

Странное появление в Афинах Иона удивило не одну Креусу. Через некоторое время в царский дворец пожаловал старый афинянин, друг покойного отца Креусы, и, оставшись с нею наедине, поделился своими подозрениями: юноша, которого Ксуф привел в Афины, его сын, рожденный от какой-то рабыни и отведенный в Дельфы до совершеннолетия.

Сопоставив рассказ старого афинянина с отказом Ксуфа сообщить ответ оракула, а также с его необыкновенной заботой об Ионе, Креуса приняла подозрения за истину. С горечью вспомнила царица о бедах своей семьи — о похищении Орифии, смерти матери, добровольном принесении себя в жертву Хтонией, о том, что и она вышла замуж не по любви. «Почему, — думала она, — жертвовать должны только мы, а чужаки будут этим пользоваться?»

— Пусть этот юноша умрет! — проговорила она в ярости и передала старцу яд.

Через несколько дней в храме состоялся пир. Старец, пытавшийся отравить Иона, был пойман на месте преступления. Напуганный, он признался, что губительное зелье ему вручила Креуса. Предупрежденная служанками, царица бежит в Дельфы и там припадает к алтарю Аполлона. Ион, догоняя ее, врывается в храм с намерением убить отравительницу. Но его останавливает пифия, решившая именно в это время открыть юноше тайну его рождения. Она передает Иону корзинку, в которой его принесли в Дельфы.

Сиракузская декадрахма с изображением Аретузы

Сиракузская декадрахма с изображением Аретузы

Креуса сразу узнает корзинку и безошибочно указывает, что в ней находилось. Теперь и она сама, и Ион, и все присутствующие понимают, что младенец, рожденный от Аполлона, не погиб, а воспитан в храме своего отца. Креуса и Ион бросаются друг другу в объятия. Выясняется также, какое предсказание было дано в Дельфах Ксуфу: он получил оракул, что первый, кто ему встретится при выходе из храма, — его сын. И дал он ему имя Ион, что по-гречески означает «идущий».

Так Ион по воле Аполлона оказался в Афинах и после смерти приемного отца стал царствовать. Афиняне придавали этому мифу большое значение. Имя «ионийцы» получили те жители Афин и Пелопоннеса, которые переселились в Малую Азию и основали на ее побережье великие города Милет, Эфес, Колофон и другие. Возник особый ионийский диалект греческого языка. Время переселения предков ионийцев в Малую Азию недостаточно ясно. Оно могло происходить в то время, к которому греки относили жизнь Иона, то есть еще до Троянской войны или вскоре после нее. Во всяком, случае афиняне считали ионийцев своими родственниками, и, когда в 500 г. до н. э. Милет поднял восстание против персов, они послали ему на помощь свои корабли. Это послужило поводом для греко-персидских войн.

      Смотрите также

      Малая Азия
      Малая Азия, расположенная как бы на стыке трех материков (Азии, Европы и Африки), играла в жизни Греции чрезвычайно большую роль. Ее береговая западная полоса рано покрылась греческими колониями, ...

      Живопись
      Наши сведения об античном искусстве страдают некоторой односторонностью. Скульптуру можно изучать по оригиналам и более или менее точным копиям, живопись же почти целиком погибла, и о ней можно су ...

      Греческая колонизация VIII—VI вв. до н. э.
       Переломным в истории Греции был период VIII—VI вв. до н. э. В результате дальнейшего развития производительных сил греческого общества именно в это время происходят значительные сдвиги в раз ...