Итак, данный документ позволяет высказать сильное сомнение относительно традиционного взгляда на пол
Итак, данный документ позволяет высказать сильное сомнение относительно традиционного взгляда на политику герцогов как на носителей отсталых феодальных политических взглядов. Источник позволяет предположить, что политика герцогов отличалась скорее динамичностью, а отнюдь не косностью. Правители Бургундии, несмотря на славу первейших рыцарей, чутко реагировали на изменение политических реалий, в частности, относительно повышения значения третьего сословия.
Другим весьма интересным источником является сочинение французского литератора Э. Дешана «Зерцало брака».[4] Оно было написано в середине XV столетия. Зерцала относятся к традиционным для средневековья по форме сочинениям. Писавшиеся в наставление и назидание, одновременно преследовавшие цель просвещения читателей, они содержат почти что энциклопедические сведения о морали, политике, социальных представлениях. Главное их достоинство, помимо емкости содержания, состоит в том, что они воспроизводят расхожие идеи, не претендуя на оригинальность трактовки тех или иных вопросов, а значит – передают мысль и по содержанию, и по логике развития именно массовую.
Сочинение Э. Дешана является ценным с точки зрения содержавшихся в нем сведений относительно тех изменений, которые произошли в семейной традиции к середине XV в. Дешан отражает именно широко распространенные представления о браке и семье. Анализ произведения Дешана позволяет сделать вывод, что одна из важнейших причин демографического подъема середины XV в., особенно в Бургундии, заключается в изменении характера семейных отношений. Сочинение Э. Дешана демонстрирует следующие изменения: люди начинают больше заботиться о здоровье, стремятся выхаживать детей, бороться с недугами и пр. Меняются личные приоритеты: забота о душе начинает уступать место заботе о теле. В результате увеличения сроков опеки сокращается детская смертность. Э. Дешан постоянно подчеркивает заботу о детях, можно сделать вывод, что дети становятся главной ценностью семьи.
Вышеуказанные причины сыграли важную роль в демографическом подъеме, без которого многие общественные процессы позднего Средневековья протекали бы по-другому.
Кроме вышеупомянутых источников были использованы выдержки из средневековых хроник XIV-XV вв. Хроника Жана де Венетт, Хроника Фруассара, Хроника первых четырех Валуа, Хроника Карла VI, Хронограф французских королей.[5]
В отечественной историографии бургундский феномен еще не был предметом специальных исследований. Бургундии посвящены небольшие разделы в обобщающих исторических трудах и ряд статей по отдельным аспектам бургундской истории. История Бургундии не разработана как отдельна тема. Этот сюжет возникает с той или иной степенью полноты в трудах историков по более широким вопросам, - например, по истории Европы, Англии и Франции соответствующего периода, в работах, посвященных деятельности отдельных представителей правящих династий.
Историографию проблемы можно сгруппировать по следующим блокам:
I. Исследования, посвященные истории внешнеполитических отношений. Сюда можно отнести различные исследования как общеевропейского характера, так и труды, касающиеся истории конкретно Франции. В отечественной историографии впервые проблему Бургундии поднял Т. Н. Грановский в середине XIX в.[6] В своем курсе лекций, посвященных истории становления французского государства, он отметил важную роль Бургундии. Т. Н. Грановский указывал на существенный вклад "Великих герцогов Запада" в европейскую историю.
Затем наступает долгий перерыв. Бургундию упоминали лишь в контексте французской истории, ей отводили небольшую и не слишком почетную роль государства, ставшего на пути объединения французского государства. Особенно отличалась в этом советская историография, можно упомянуть работы Н. Ф. Колесницкого[7], В. В. Штокмар,[8] коллективные труды "История Франции",[9] «История Европы»[10] и др.