Материковая греция в XXV—XVII вв. до н. э. - Эгейский мир в III—II тысячелетиях до н.э. - История Древней Греции - История
С первой половины III тысячелетия до н. э. население Балканского полуострова стало употреблять изделия из меди. Территория Греции сравнительно бедна медными рудами. Хотя теперь известны некоторые разработки, использовавшиеся уже в конце III тысячелетия до н. э., но первоначально медь, повидимому, привозили по морю с Кипра и с Кикладских островов (Сироc, Псирос). В распространении изделий из меди наблюдается известная последовательность. Вначале они появляются в южной части Греции — в Пелопоннесе — и лишь постепенно проникают в северные области страны. По-видимому, знакомство с этим металлом перешло к населению материка от жителей островов или с побережья Малой Азии.
В эпоху ранней бронзы возникли многочисленные поселения в ранее необитаемых районах Пелопоннеса и Средней Греции. Именно в это время появились поселения в таких известных впоследствии пунктах, как Тиринф, Микены, Орхомен, Дельфы. Одновременно возникает ряд более мелких поселений у современных Зигурии, Кораку, Асины, Агиа-Марины, на острове Итаке и т. д.
Характерной чертой ранних поселений было расположение их на холмах, что обеспечивало обороноспособность. Архитектура жилых помещений в этих поселениях различна. Например, в Орхомене (Беотия) открыты круглые в плане дома с каменными фундаментами и стенами из сырца. Однако известны и другие типы домов — овальные или прямоугольные в плане с одной закругленной стороной. Дома имели по две комнаты, соединенные дверями, в центре большего помещения был очаг. У стен комнат стояли большие глиняные сосуды, в которых хранили различные домашние запасы.
Ко второй половине III тысячелетия до н. э. относится появление более крупных зданий, резко отличавшихся от жилищ простых общинников. Таково круглое строение с диаметром около 28 м, открытое на акрополе Тиринфа. Его сырцовые стены покоились на каменном фундаменте и были покрыты черепичной крышей. Укрепленное двумя мощными круговыми стенами, это здание представляло собою сильную цитадель. По своей видимости оно являлось жилищем древнейших владык Тиринфа. В другом древнем поселении, в Лерне (Арголида), в этот же период было воздвигнуто здание с более ярко выраженным «дворцовым» характером. Часть этого здания представляет собой прямоугольное в плане строение длиной более 25 м. Мощные сырцовые стены (толщиной около 90 см), стоявшие на каменном фундаменте, были покрыты двумя слоями глиняной штукатурки. Несколько лестниц вели из первого этажа во второй. В нижнем этаже раскрыто более десяти помещений различного назначения — большие комнаты и мелкие кладовки.
Обитатели Эллады в III тысячелетии до н. э. занимались главным образом скотоводством и земледелием. Жители Зигурии, например, имели много скота: коров, свиней, коз, овец. Гончарное дело не вышло еще из стадии домашнего производства — посуда делалась от руки. Формы ее весьма вычурные. О назначении многих из найденных сосудов судить трудно. Хотя посуда изготовлялась без гончарного круга, качество гончарной работы было сравнительно высоким. Примечательно, что уже в это время в Греции выделывали черепицу, которой покрывали не только дома знати (Тиринф, Лерна), но и жилища средних слоев населения (Асина). После XX в. до н. э. искусство изготовления черепицы было утеряно и возродилось лишь в VII в. до н. э.
Металлургия до конца Ш тысячелетия была развита слабо. Медь употреблялась только для производства небольших предметов — кинжалов, булавок и т. д.
Интересно отметить появление уже в столь раннюю эпоху печатей и оттисков на сосудах. Рисунки на этих печатях несколько напоминают современные им изображения на печатях с острова Крита.
Населявшие Элладу в III тысячелетии до н. э. племена находились в постоянном общении с обитателями соседних стран — Македонии, Фракии, Малой Азии. Эти отношения не ограничивались простым обменом своими изделиями и приводили к взаимным культурным влияниям, сказывавшимся особенно ярко в керамическом производстве. Более тесным было общение с населением островов Эгейского моря, прежде всего Кикладских. Оттуда жители Эллады привозили обсидиан, керамическую посуду, мраморные фигурки. Поселки Пелопоннеса поддерживали интенсивные связи с Критом, отстоящим от материка лишь на 150—160 км, откуда поступали каменные печати и сосуды, стеатитовые подвескиамулеты, керамика. Несомненно, контакт Эллады с Египтом осуществлялся в это время через посредство критян. Вопрос о социальной истории рассматриваемого периода весьма сложен. Начало этого периода восходит ко времени господства матриархальных отношений внутри родовых общин, в дальнейшем сменившихся патриархальными. Расцвет первобытнообщинного строя в Элладе уже в конце Ш тысячелетия до н. э. характеризуется появлением имущественного расслоения внутри общины.
Уже в это время наблюдается рост богатства отдельных лиц, как, например, племенной знати в Тиринфе и Лерне, что свидетельствует о возникновении условий для будущего классового разделения общества.
Около 2000 г. до н.э. в Элладе произошли крупные события. Еще Фукидид упоминает о больших передвижениях населения в Древней Элладе. Эти данные античной историографии подтверждаются новейшими раскопками. По-видимому, на границе III и II тысячелетий до н. э. племена, обитавшие на севере, двинулись на юг — в Беотию и Пелопоннес. Согласно греческой традиции, вновь пришедшие племена были ахейцами.
Некоторые из ученых, например Глотц и Бледжен, считают, что с приходом ахейцев Эллада порвала со своим прошлым, появление же сильной, разумной и ассимилирующей расы повлекло за собой расцвет культуры на полуострове. Бледжен называет ахейцев «новым расовым элементом». Однако ни одна из этих характеристик не определяет действительной картины происходивших в Элладе в конце III тысячелетия до н. э. этнических перемещений.
Переселившиеся в Среднюю и Южную Грецию ахейцы были, вероятно, родственны племенам, населявшим тогда Элладу. Известно, что в культуре племен Балканского полуострова во второй половине III тысячелетия до н. э. прослеживаются общие черты, объясняемые не только одинаковым уровнем их социально-экономического развития, но и этнической близостью этих племен. Передвижение племен на рубеже III— II тысячелетий до н. э. можно объяснить теми изменениями, которые происходили в первобытных обществах в связи с ростом населения и недостаточностью территорий при общей невысокой производительности труда и приводили к вытеснению одних племен другими в результате межплеменной борьбы. Приход племен из Фессалии или Македонии (точно их первоначальное местопребывание еще не определено) в Элладу был одним из эпизодов этой межплеменной борьбы. Вторжение их вызвало ожесточенное сопротивление местного населения. В результате длительной борьбы страна была сильно разорена. Ряд поселений и городов — Зигурия, Тиринф, Кораку, Асина, поселения на Агиос-Косьма, близ деревни Вафио в Лаконике и др.— подверглись разрушению. Некоторые из них, как Зигурия, были заброшены совсем, другие хотя и восстановлены, но в меньших размерах.
Ахейцы постепенно ассимилировались с местным населением. Однако культура Эллады в последующие XX— XVII вв. до н. э. не была однообразной. В области архитектуры, например, продолжает существовать и получает большое распространение апсидальный план дома, но столь же часто встречается и прямоугольный дом мегаронного типа: прямоугольное в плане строение с центральным помещением и внутренним двором. В это же время возникают укрепления вокруг некоторых населенных пунктов, например в Тиринфе, Мальфи (Мессения) и других местах.
Значительно более сложным становится общественное производство. Наряду со скотоводством развивается земледелие: в те времена жители материковой Греции уже выращивали пшеницу, ячмень, горох, бобы. Развивались и ремесленные производства.
Большим достижением тогдашней металлургии было искусство изготовления бронзы — сплава меди с другими металлами, который был тверже и плавился легче, чем медь. Техника изготовления бронзы быстро распространилась. Особенно много бронзовых изделий встречается с XVIII— XVII вв. до н. э. Гончарное дело благодаря введению гончарного круга в это же время превратилось в самостоятельное ремесло.
Общественные отношения этой эпохи претерпели значительные изменения. Развитие скотоводства и земледелия приводило к сосредоточению значительных богатств в руках отдельных семей, к дальнейшему выделению и укреплению частной собственности в противовес собственности родовой.
Можно думать, что имущественное расслоение внутри родовых общин еще более усложнялось неравенством между местным населением и завоевавшими его ахейцами. Между отдельными племенами происходили военные столкновения, также способствовавшие нарастанию неравенства между родами и внутри самих родов, выделению военного вождя и его дружины в обособленную группу родовой аристократии.
В первой трети II тысячелетия внешние связи племен, населявших Элладу, продолжали расширяться. Засвидетельствованы прямые сношения Балканской Греции с Троадой. Связи с Критом развивались неравномерно. Сразу после вторжения ахейцев они, повидимому, сильно сократились и возобновились только спустя одно-два столетия. Свидетельством этого являются, например, сосуды местного производства из Кораку и Тиринфа, сделанные по образцам критской керамики XVIII—XVI вв. до н. э., рельеф с быком из Микен — подражание критским рельефам того времени — и другие вещи. Усилился контакт с Кикладскими островами, культура населения которых испытывала одновременное воздействие материковой и критской культур.
Вопрос о связях с северными областями Балканского полуострова остается еще недостаточно исследованным. Находки в Македонии так называемой ми-го общества достигло наиболее высокого уровня в нойской керамики, которая была распространена во эпоху XVI—XII вв. до н. э., характеризуемую возвывсей Греции, позволяют предполагать постоянный шением Микен, Пилоса и других центров Пелопонконтакт населения обеих сторон. Развитие ахейско-неса.
Смотрите также
Монументальные эпиграфические источники
Монументальные источники разбиваются по содержанию на четыре категории: государственные,
храмовые, общественные и частные. Последние, выполняемые по инициативе частных лиц,
освещают обычно мелкие ...
Вторая «Священная война»
Неудачи македонского царя в 340—339 гг. до н. э. усилили антимакедонские настроения
в Греции. В Афинах Демосфен и его партия деятельно готовились к войне, укрепляя
военную мощь государства. Народн ...
116. Ифигения в Тавриде
Все еще преследуемый эриниями, оставшимися глухими к красноречию
Афины, отчаявшийся Орест отправился в Дельфы, где распростерся на полу храма и
произнес, что лишит себя жизни, если Аполлон не спасет ...