Острова Эгейского моря в III — начале II тысячелетия до н. э. - Эгейский мир в III—II тысячелетиях до н.э. - История Древней Греции - История
Историческое развитие северной группы островов Эгейского моря — Лесбоса, Лемноса, Имброса, Фасоса — несколько отличалось от развития южных — Киклады.
Близость Лесбоса, Лемноса и других островов к берегам Малой Азии, где в середине III тысячелетия наблюдался мощный подъем культуры, обусловила их более раннее развитие. Однако при современном состоянии знаний еще нельзя нарисовать подробную картину развития северной группы островов. Значительно лучше исследованы южные острова Андрос, Тенедос, Парос, Кеос, Сифнос, Серифос, Мелос и др., составляющие группу Кикладских островов.
И здесь в изучаемое время господствовал родовой строй, в котором, по всей видимости, сохраняли известное значение пережитки матриархата.
В древнейшую эпоху обитатели Киклад жили в родовых поселках, состоявших из тесно примыкавших друг к другу хижин. Планировка таких поселений указывает на то, что основные средства производства находились еще в собственности всей родовой общины. Выделению отдельных семейств из рода соответствует появление изолированного жилища мегаронного типа. Поселения такого рода были раскрыты на многих островах. Самое раннее находится на острове Мелосе, у современного Филакопи. Здесь было открыто несколько последовательно сменяющих друг друга поселений. Находки из слоев, относящихся к III тысячелетию до н. э., показывают, что жители Филакопи знали свинец, покрывали свои сосуды блестящей краской, украшали их спиральными узорами и т. д. Несомненно, Филакопи был в ту эпоху крупным культурным центром, сохранявшим свое значение и позднее.
С конца III тысячелетия жители Кикладских островов начали возводить вокруг своих поселений укрепления, необходимость которых диктовалась войнами, происходившими между родовыми поселками.
Природные условия гористых Кикладских островов не способствовали такому развитию земледелия и скотоводства, какое наблюдается, например, в Фессалии. Тем не менее к началу III тысячелетия на Кикладах была уже известна медь. Наряду с использованием меди получила исключительное развитие обработка камня: на островах были обнаружены большие залежи мрамора, обсидиана и других твердых пород. Древние жители Кикладских островов снабжали все близлежащие страны своим обсидианом, а изготовлявшиеся ими человеческие фигурки из мрамора и других пород проникали почти во все уголки Эгейского бассейна (они были найдены в Греции, Македонии, на Крите и в других местах). Несмотря на еще очень примитивную технику кикладских мастеров, эти грубые статуэтки достаточно выразительны. По своим художественным качествам особенно выделяются мраморные головки с острова Аморгос. Весь комплекс археологических памятников свидетельствует о том, что кикладское общество на рубеже III—II тысячелетий до н. э. достигло по сравнению с населением материковой Греции более высокого уровня.
Игрок на кифаре. Статуэтка с острова Керос, Киклады. Мрамор. Ок. 2000 г. до н. э.
В жизни островитян важное место занимали рыболовство и мореплавание. Море давало им пищу и связывало их с другими народами. Уже в первой половине III тысячелетия до н. э. жители Кикладских островов делали свинцовые модели лодок и рисовали лодки и рыбу на своей посуде. Торговля с окружающими странами особенно способствовала развитию мореходства, а вместе с тем, как, например, пишет Фукидид,— пиратству.
С XVIII —XVII вв. Киклады были подчинены Криту и, как сообщает Фукидид, на них были основаны колонии критян. С этого времени история Киклад тесно связана с судьбами Крита.
Смотрите также
Образование Делосского союза
Вскоре после выхода Спарты и пелопоннесских городов из общеэллинского союза греческие
государства, заинтересованные в продолжении войны с персами и готовые вести ее дальше,
направили своих предста ...
Раскопки в Дельфах
Святилище Аполлона в Дельфах было расположено на трех террасах высокой горной
долины, огражденной Федриадскими горами и горой Кирфа. Отложения земли в течение
более 1500 лет совершенно закрыли раз ...
Демокрит
Только в лице Демокрита мы встречаем подлинный синтез учения Парменида и Гераклита,
который дается при полном и отчетливом сознании противоположности между духом и
материей. Синтез, данный Демокри ...