Искусство - Крит в XXX—XII вв. до н. э. - Эгейский мир в III—II тысячелетиях до н.э. - История Древней Греции - История
Эпоха возникновения и расцвета Критского государства сопровождалась исключительным подъемом критского искусства, представленного многочисленными произведениями зодчества и искусства декоративного.
Критское искусство было своеобразно и самобытно и отличалось от современного ему искусства других народов древнего мира.
Критяне не строили, подобно египтянам, грандиозных храмов и пирамид. Главными созданиями их зодчества были дворцы и жилые дома, что свидетельствует о более светском характере всей критской культуры. Критяне не создавали колоссальных статуй многочисленных богов и обожествленных правителей. Их изобразительное искусство служило преимущественно украшению жилищ и различных, нередко роскошных, предметов домашнего обихода. Это не могло не отразиться самым благоприятным образом на развитии художественной культуры. Критское искусство в значительно меньшей степени обслуживало потребности культа, чем, например, искусство Вавилона и Египта. Критский художник в значительно меньшей мере зависел от жестких канонов, налагавших узду на воображение его египетского собрата, и его творческая фантазия могла выражаться с большей свободой. Он легче и непосредственнее передавал свои впечатления об окружающей его действительности. В критской культуре вообще не заметно такого влияния жреческой касты, как это было в Египте.
Художники первой половины II тысячелетия создавали не только замечательные декоративные узоры, но и изображения бытовых сцен и культовых церемоний, отличавшихся жизненностью, остротой наблюдения, исключительной для того времени технической виртуозностью.
Участник процессии, несущий ритон. Фрагмент фрески Кносского дворца. 1580—1450 гг. до н. э.
В XVI—XV вв. до н. э., т. е. в последние века существования Критской державы, в искусстве Крита можно подметить некоторые черты, видимо определяемые далеко зашедшим социальным расслоением критского общества. Имеется в виду появление своеобразной, так называемой, дворцовой культуры. Характерной чертой ее является утонченная стилизация, перенесение орнаментальных приемов в трактовку живой природы.
В пору расцвета своего искусства критяне уделяли большое внимание отделке стен. В XIX—XVIII вв. до н. э. стены дворцов и домов богатых критян украшали фаянсовыми табличками с рельефными изображениями и цветными рельефами в штукатурке. Примером последнего может служить известный рельеф «царь-жрец» из Кносса. Он представляет стройного юношу с тонкой талией и хорошо развитой мускулатурой, одетого в украшенный узорами набедренный передник, на голове его убор с пучком ярких перьев, далеко свешивающихся назад.
С XVII в. до н. э. фресковая живопись вытесняет рельефы. Сюжеты фресок, носившие ритуальный и светский характер, чрезвычайно разнообразны. Мастерство критских художников особенно проявлялось при передаче живой природы. Однако с течением времени острота наблюдения над окружающим миром ослабела, появились художественные шаблоны, изображения получили более отвлеченный декоративный характер. Этот отход от реального к условному сильнее всего чувствуется в Кноссе.
Образцом фрески эпохи «дворцового» искусства, так называемой «фрески складных стульев», является роспись на стенах святилища в Кноссе. Фрески состоят из двух поясов росписи, исполненной в голубых, желтых и кирпично-красных тонах. Фигуры изображены здесь по определенному стилистическому шаблону: юноши и девушки, попарно сидящие на складных стульях и передающие друг другу сосуды. Это действие имело, вероятно, ритуальное значение.
Голубая птица. Фрагмент фрески Кносского дворца. 1600—1500 гг. до н. э.
Частью этой композиции является широко известное изображение девушки («Парижанки»), с искусно причесанными волосами, одетой в голубое с гранатовым платье с откидным воротником.
В последнее столетие перед падением Кносса на стенах дворца было сделано много новых росписей, в которых очень часто были изображены игры с быками. Критские художники запечатлели различные моменты этих игр, требовавших большой ловкости и смелости.
«Дворцовый» стиль XV в. проявился главным образом в Кноссе. В других городах Крита в искусстве изображения живой природы сохранялись старые традиции. Интересно то, что стенные росписи во второстепенных центрах Крита представляют изображения одних только животных; человеческие фигуры в них не встречаются. Примером этому могут служить известные фрески из дворца в Агиа-Триаде.
Монументальная скульптура в критском искусстве, видимо, не играла большой роли. Значительно большее значение имела мелкая скульптура. К эпохе расцвета Критского государства относятся фаянсовые статуэтки богинь со змеями в руках, одетых в пышные платья, оставляющие грудь обнаженной. Из фаянса делались также рельефные односторонние изображения, представляющие живые сцены, например изображение коровы с теленком, козы с козленком.
Особое место в критском прикладном искусстве занимала роспись керамики. В III тысячелетии до н. э. в росписи ваз ограничивались богатыми геометрическими узорами, во II тысячелетии до н. э. эти узоры становятся разнообразнее. Исполнялись они кривыми и волнистыми линиями, сочными и многокрасочными пятнами (спирали, лепестки, розетты); с узорами нередко сочетались различные растительные мотивы, а равно и изображения животных, преимущественно морских (осьминоги, моллюски, рыбы).
Женщины, смотрящие на представление (так называемые «Дамы в голубом»). Фреска Кносского дворца (реставрирована). Середина II тысячелетия до н. э.
Роспись керамики в период развития «дворцового» стиля носит следы изысканной стилизации.
Около 1600—1400 гг. до н. э. значительного развития на Крите достигает художественная резьба по камню, о чем свидетельствуют многочисленные печати, а также каменные сосуды с рельефными изображениями различных сцен из сельской жизни, охоты, сцен из дворцовой жизни и пр.
Хотя быт знати сильно отличался от быта простого народа, можно думать, что во всех своих изделиях критские мастера следовали народным традициям критского искусства. Это привело к высокому подъему критских художественных ремесел. После гибели Критского государства и уничтожения значительной части его населения художественные формы, созданные в предшествующие века, отчасти сразу исчезли, отчасти постепенно переродились и утратили свое первоначальное содержание.
Танцовщица. Фрагмент фрески Кносского дворца. XVI в. до н. э. Амфора дворцового стиля из Кносского дворца. Терракота. Ок. 1450 г. до н. э.
Сосуд стиля Агиос Онуфриос из Кипарисси, Крит. Терракота. Ок. 2500 до н. э.
Лилии в саду. Фрагмент фрески из виллы в Амниссосе, близ Кносса. Кувшин стиля Агиос Онуфриос, Крит. Ок. 1600 г. до н. э. Терракота. 2600—2300 гг. до н. э.
Кувшин в виде птицы из Кумасы, Фигурка животного, найденная близ Женская фигурка из Хамези, Крит. Крит. Терракота. погребения в Порти, Крит. Терракота. Терракота. 2100—1900 гг. до н. э. 2100—1900 гг. до н. э. 2100—1900 гг. до н. э.
Ритон с изображением раковин и морских звезд Амфора с изображением осьминого из Кносского дворца. из дворца в Като Закро, Крит. Терракота. Терракота. Ок. 1550 г. до н. э. Ок. 1500 г. до н. э.
Смотрите также
16. Происхождение и деяния
Посейдона
Когда Зевс, Посейдон и Гадес, свергнув своего отца Крона, бросили
в шлеме жребий, кому быть владыкой неба, моря и мрачного подземного мира,
оставив землю в общее пользование, то Зевсу досталось небо ...
Раскопки городов Северного Причерноморья
Археологические исследования античных городов и поселений, расположенных на северных
берегах Черного моря, ведутся уже более 125 лет. Работы археологов дали самый разнообразный
материал для истори ...