Раздробленность Греции - Хозяйственный строй и социальная структура гомеровского общества - Гомеровская Греция - История Древней Греции - История

В «Илиаде» и в «Одиссее», если, конечно, иметь в виду не микенские реминесценции, но основное их содержание, Греция выступает в еще более раздробленном и разобщенном состоянии, чем в более позднюю эпоху. Каждая небольшая община, состоящая из группы родов, живет своей обособленной жизнью; каждая имеет свои органы управления: правителя (басилея), совет старейшин, народное собрание; каждая имеет свою территорию, состоящую из полей, лугов и виноградников, свой «полис», под которым следует, однако, разуметь не государство-город в более позднем понимании этого термина, но всего лишь поселок, по-видимому далеко не всегда обнесенный стенами. Только время от времени отдельные родовые общины объединяют свои силы для совместных военных предприятий — подобный случай и положен в основу повествования «Илиады». Но и под стенами Трои предводители отдельных отрядов, вошедших в состав объединенного ополчения, ревниво продолжают оберегать свою самостоятельность. Власть Агамемнона, получившего командование над всем ахейским войском, не отличается ни широтой полномочий, ни особым авторитетом. Все важные вопросы, связанные с ведением войны, решаются им не единолично, а на собрании «ахейских сынов кудреглавых», и то только после совета с «благородными» и «скиптроносными» старейшинами, такими же басилеями, как к сам Агамемнон. Характерно, что на одном из таких собраний Ахилл считает возможным говорить с Агамемноном в присутствии воинов такими словами: «О, винопийца, со взорами пса, но с душою оленя!» («Илиада», I, 225), «Царь — пожиратель народа!» («Илиада», I, 231). Обособленность отдельных воинских отрядов сказывается и на общей организации объединенного ахейского ополчения. Отсутствует общевойсковая казна. Военная добыча немедленно распределяется между предводителями отрядов или попадает непосредственно в руки того, кто одержал победу над врагом. Среди рядовых воинов сохраняются присущие им племенные подразделения. «Воинов, Атрид,— говорит Агамемнону Нестор, служащий у Гомера олицетворением древней мудрости,— раздели ты на их племена и колена. Пусть помогает колено колену и племени племя» («Илиада», II, 362). Таким образом, даже при осуществлении совместного военного предприятия сепаратизм, свойственный общинам в мирном быту, продолжает существовать, и отдельные части ахейского ополчения не сливаются в единое целое.

 Даже в тех случаях, когда в общественной и хозяйственной жизни общин гомеровского

 Даже в тех случаях, когда в общественной и хозяйственной жизни общин гомеровского времени начинают намечаться предпосылки, ведущие к образованию объединений более широкого характера — объединений территориальных и политических, — внутри этих объединений нового типа роды, фратрии и племена все же еще вполне сохраняют свою самостоятельность. Таким образом, род, фратрия как объединение нескольких родов, фила как объединение нескольких фратрий, сохранившиеся в виде пережитков во многих греческих полисах более позднего времени, в век Гомера являются еще основным общественным делением.

      Смотрите также

      Преступные братья
      Сами микенцы, если верить мифам, так рассказывали о начале своего прославленного города. У речного бога Инаха, сына Океана и Тефиды, от брака с нимфой Мелией, кроме сыновей Форонея и Эгалея, была ...

      Расходы Афинского государства
      Расходы на жертвоприношения и на праздники поглощали значительную часть государственного бюджета. В Афинах праздников было больше, чем в каком-либо другом полисе. В 410—409 гг. до н. э. на праздно ...

      Роль родовой организации
      Родо-племенной характер социального строя гомеровской Греции сказывается во всех областях общественной жизни. Так, например, человек, утративший по каким-либо причинам связь со своей родовой орган ...