Роль родовой организации - Хозяйственный строй и социальная структура гомеровского общества - Гомеровская Греция - История Древней Греции - История

Родо-племенной характер социального строя гомеровской Греции сказывается во всех областях общественной жизни. Так, например, человек, утративший по каким-либо причинам связь со своей родовой организацией и вынужденный искать пристанища на чужой стороне, оказывался на положении всеми презираемого Metanasthz — безродного скитальца. Оскорбленный Агамемноном, Ахилл говорит ему:

Сердце мое раздирается гневом, лишь вспомню о том я, Как обесчестил меня перед целым народом ахейским Царь Агамемнон, как будто бы был я скиталец презренный!

(«Илиада», IX, 646—648; ср. XVI, 59)

С другой стороны, самый факт появления таких стоящих вне рода «скитальцев» свидетельствует о начале социальной дифференциации, о возникновении наряду с родовыми новых общественных отношений.

Защиту интересов своих сочленов перед «внешним миром» осуществляет фратрия. Никаких других органов, выполняющих ту же функцию в более широких пределах, выходящих за грани родовой организации, гомеровская Греция не знает. Поэтому «метанаст» (так в поэмах называются люди, порвавшие со своим родом и фратрией) оказывается лишенным общественной защиты, и всякий может безнаказанно посягнуть на его жизнь, честь и имущество. Но и жизнь человека, сохранявшего связь с родовой организацией, защищалась прежде всего не общественными органами, а его ближайшими родственниками, мстившими убийце по принципу «кровь за кровь». В последней песне «Одиссеи» родичи убитых Одиссеем женихов, «облачившись в крепкие, медноблестящие брони» («Одиссея», XXIV, 467), собрались за городом, чтобы общими силами расправиться с убийцей. Один из них, Евпейт, обратился к взволнованным происшествием жителям Итаки со следующим призывом отомстить Одиссею: Братья, молю вас — пока из Итаки не скрылся он в Пилос или не спасся в Элиду, священную землю элеян — Выйти со мной на губителя; иначе стыд нас покроет; Мы о себе и потомству оставим поносную память, Если за ближних своих, за родных сыновей их убийцам Здесь не отмстим... («Одиссея», XXIV, 430—435)

Таким образом, инициатива мести принадлежала прямым кровным родственникам, и только потом уже, по их призыву, за убитого вступались его соплеменники. Естественно, что убийца, опасаясь мести со стороны членов филы или фратрии, часто предпочитал покинуть свою родину: Если когда и один кто убит кем бывает, и мало Близких друзей и родных за убитого мстить остается — Все ж, избегая беды, покидает отчизну убийца. («Одиссея», ХХIII, 118—120)

Наряду с кровной местью у Гомера встречаются упоминания и о выкупе, выплачиваемом убийцей родственникам убитого: ...Брат за убитого брата, Даже за сына убитого пеню отец принимает: Самый убийца в народе живет, отплатившись богатством. («Илиада», IX, 632)

Спор из-за выкупа описан в одной из сцен, изображенных на щите Ахилла («Илиада», XVIII, 497 cл.). Упоминания и о выкупе, и об обычае родовой мести позволяют предполагать, что оба эти института существовали одновременно. Это раскрывает одну из типичных черт гомеровской эпохи: ее переходный характер. Конечно, во многих случаях упоминания о чрезвычайно еще примитивных формах социальных взаимоотношений наряду с гораздо более сложными и развитыми должны рассматриваться как результат разновременных напластований — плод длительного образования обеих поэм, но в других случаях эти их особенности, несомненно, отражают реальные исторические черты описываемого времени.

      Смотрите также

      Малая Азия
      Малая Азия, расположенная как бы на стыке трех материков (Азии, Европы и Африки), играла в жизни Греции чрезвычайно большую роль. Ее береговая западная полоса рано покрылась греческими колониями, ...

      7. Свержение Крона
      Крон женился на своей сестре Рее, священным деревом которой считался дуб. Однако, по предсказанию матери-Земли и умирающего Урана, Крона должен был свергнуть один из сыновей. Поэтому он каждый год ...

      Девкалионов потоп
      В ярости возвратился Зевс на Олимп. Боги, опасаясь его гнева, старались не попадаться ему на глаза, и только супруга Гера осмелилась спросить, что произошло на земле. — Ты спрашиваешь, что произошл ...