Цари-басилеи - Политический строй гомеровского общества - Гомеровская Греция - История Древней Греции - История

Социально-экономическое развитие греческого общества гомеровского времени, возникшего на развалинах раннеклассового микенского общества, еще не дошло до государственности. Однако в каждой из многочисленных общин, о которых идет речь в поэмах, налицо уже элементы общественного устройства, восходящие к глубокой древности и вместе с тем представляющие собой зачатки государственных органов. В каждой общине существуют царь (басилей), совет старейшин (геронтов) и народное собрание.

Арочный навес из профнастила купить evroshtaketnikmoskva.ru.

Цари в «гомеровскую» эпоху были вождями отдельных племен, предводителями своих соплеменников на войне. Наибольшей властью царь пользовался в период военных действий. Организация военного дела в это время уже достигла известной высоты. Знатные воины были вооружены мечами и копьями и защищены от ударов врага шлемами, панцирями, поножами и щитами. В бой выезжали на колесницах, запряженных породистыми лошадьми. Ополченцы из народа, напротив, были вооружены плохо — только метательными копьями и пращами. В первом описанном в «Илиаде» (III, 1 сл.) сражении под Троей оба враждебные войска устремляются навстречу друг другу: троянцы с криком, ахейцы молча, соблюдая строй. В дальнейшем ахейцы разбивают свой лагерь на равнине между морем и осажденным городом. Лагерь окружается рвами, валами и башнями. Для выхода войск и выезда боевых колесниц сооружаются ворота. Для всего этого необходима была известная организованность, что оправдывало сосредоточение власти в руках предводителей отдельных ополчений, представителей богатой родовой знати. Последние могли требовать от простых воинов беспрекословного повиновения, угрожая нарушителям дисциплины суровым наказанием.

Повышению авторитета царей способствовали также особенности боевой тактики того времени. Сражение обычно начиналось с поединка вождей-басилеев, устремлявшихся в бой на своих колесницах. Вслед за ними вступали в сражение их друзья и пешие рядовые воины. Завязывалась рукопашная схватка, в которой пускались в ход копья, мечи, тяжелые камни. С убитых врагов немедленно же снимались доспехи, считавшиеся трофеем победителя. Нередко разгорались схватки и из-за тел убитых. Каждая из сторон стремилась захватить труп себе: одна — чтобы предать его погребению, другая — чтобы подвергнуть поруганию или получить выкуп. Цари своим личным мужеством должны были показывать пример дружине и рядовым бойцам.

Само собой, однако, разумеется, что искусство владеть дорогостоящим оружием и особенно боевыми конями, недоступное для рядовых воинов, было уделом не только царей, но и других представителей богатой родовой знати, также игравших весьма видную роль в сражениях. Гомеровские цари были тесно связаны с этой знатью — в ее среде они были только первыми среди равных.

В этом отношении весьма показательно, что в пределах отдельных, упоминаемых в поэмах территорий в ряде случаев существовало по нескольку царей. Так, на острове Схерии кроме Алкиноя упоминается еще двенадцать басилеев, в Аргосе их трое, в Элиде — четверо. Даже во время военных действий некоторые племена выступают под предводительством нескольких царей. Термин «басилей», таким образом, имел широкое применение. В одних случаях эти басилеи действительно располагали властью племенных вождей, в других, по-видимому, являлись только советниками царя или членами его дружины. Уже одно это показывает, что даже военная власть царя была далеко не безусловной. В этом отношении очень характерна описанная в «Илиаде» (II, 50—399) сцена военной сходки. На этой сходке некий Ферсит, по всем признакам рядовой воин, «с криком пронзительным» поносит царя Агамемнона, упрекая его в том, что он вовлек ахейцев в неисчислимые беды. Правда, большинство второстепенных басилеев заступились за Агамемнона, «вождя и владыку народов», в частности, Одиссей «обуздал» Ферсита бранью, угрозами и ударами. Однако самый факт такого выступления показывает, что гомеровские цари далеко не всегда пользовались безоговорочным авторитетом. При этих условиях лишь пожеланием, далеким от реальной действительности, или, может быть, реминисценцией микенской эпохи звучат слова Одиссея о вреде многовластия и необходимости сосредоточения власти в руках одного скипетроносца: «Царь нам да будет единый, которому Зевс прозорливый скиптр даровал и законы, чтобы царствовал он над другими» («Илиада», II, 205—206).

Естественно, что полномочия царя в мирное время были еще более скромными. Главная его функция сводилась к участию в суде. Правосудию в гомеровском эпосе придается большое значение. Если «повелитель могучий» «Правду творит... в его областях изобильно родится Рожь и ячмень и пшено, тяготеют плодами деревья, Множится скот на полях и кипят многорыбием воды». («Одиссея», XIX, 111 cл.)

Единоборство вождей под Троей

Единоборство вождей под Троей

Само собой разумеется, что в рассматриваемое время еще не успели сложиться сколько-нибудь

Само собой разумеется, что в рассматриваемое время еще не успели сложиться сколько-нибудь развитые правовые нормы. Такие преступления, как, например, убийство, рассматривались только в плоскости ущерба, нанесенного убийцей частному лицу и группе его родственников. В связи с этим суд приобретал значение третейского разбирательства между тяжущимися. На щите Ахилла дано изображение такой тяжбы: ...спорили два человека о пене, Мзде за убийство... Граждане вкруг их кричат, своему доброхотствуя каждый; Вестники шумный их крик укрощают, а старцы градские Молча на тесаных камнях сидят средь священного круга, Скипетры в руки приемлют от вестников звонкоголосых, С ними встают и один за другим свой суд произносят. («Илиада», XVIII, 498 сл.)

Как видно из этого описания, в гомеровскую эпоху суд происходил в присутствии народа и решение выносилось старейшинами. Около них лежали два таланта золота. Этот залог, который вносили и истец, и ответчик при начале дела. Поражает непомерно большая сумма этого залога. Видимо, в данном случае мы встречаемся с обычной для эпической поэзии гиперболой, ибо трудно предположить, что залоги такой величины могли часто встречаться в реальной действительности того времени.

В случае выигрыша дела истец получал свой залог обратно вместе с залогом ответчика, в противном случае он его терял и залог доставался ответчику. Роль царя во время этого разбирательства, очевидно, была столь незначительной, что в описанной на щите Ахилла сцене он даже не упоминается. На основании других указаний обеих поэм можно заключить, что в подавляющем большинстве случаев царь разделял свои судебные функции с советом старейшин.

Кроме судебных и военных функций царь выполнял обязанности жреца, посредника между племенем и богами; возможно, что и эти функции он разделял с советом родовых старейшин.

Вопрос о преемственности царской власти, на основании данных эпоса, не ясен. По-видимому, власть после смерти царя или в случае его неспособности выполнять свои обязанности иногда переходила к его сыну и другим родственникам, но она могла перейти и к другому роду. При этом существенную роль играли и личные достоинства кандидата. Характерно, что во время продолжительного отсутствия Одиссея на Итаке его сын Телемах, равно как и отец Одиссея Лаэрт, не считались царями, Итака обходилась вообще без царя, женихи же, претендовавшие на руку Пенелопы, явно рассчитывали таким путем овладеть не только имуществом Одиссея, но и властью царя. Когда встал вопрос о новом царе, сын отсутствующего Одиссея Телемах сказал женихам: ...меж ахейцами волнообъятой Итаки найдется Много достойнейших власти и старых и юных; меж ними Вы изберите, когда уж не стало царя Одиссея. («Одиссея», 1, 390 сл.)

Отсюда можно было бы заключить, что в гомеровской Греции наследственность царской власти не установилась еще окончательно. Важнейшей привилегией царя являлось пользование теменосом, лучшим участком земли, выделенным из состава общественного фонда. Эксплуатация этого участка покрывала личные расходы царя и те затраты, которые он нес, угощая членов совета за своим столом. Дополнительные источники дохода басилея заключались в различных подарках от народа и в львиной доле военной добычи.

      Смотрите также

      53. Убийство Апсирта
      Сохранилось много различных рассказов о возвращении «Арго» в Фессалию, хотя принято считать, что по совету Финея аргонавты поплыли по Понту Эвксинскому против движения солнца. Некоторые говорят, что ...

      Герой-бог ойкумены
      Древние вожди и цари уже при жизни удостаивались культа, продолжавшегося и после их смерти в местах их погребения. Но ни один из реально существовавших людей не оставил столько памятных мест, скол ...

      3. Олимпийский миф творения
      В начале всех вещей из Хаоса возникла мать-Земля и во сне родила сына Урана. С нежностью глядя на спящую мать с высоты горных вершин, он пролил на ее промежности оплодотворяющий дождь, и она породил ...