Лаконика и Мессения в никенскую и гомеровскую эпохи - Спарта - Спарта, Крит, Фессалия и Беотия в IХ—начале V в. до н. э. - История Древней Греции - История

Археологические исследования в Лаконской долине обнаружили остатки сооружений древнейшей эпохи. К ним следует отнести так называемый Менелайон (XIV—XI вв. до н. э.), представляющий собой остатки довольно массивного здания из тесаных камней, состоявшего из 4—5 отдельных помещений с коридором, общей площадью всего раскопа около 300 кв. м. Менелайон находился невдалеке от территории позднейшей Спарты, на склонах долины и не был укреплен.

К этому же периоду относится и другой центр додорийской Лаконики, обнаруженный на месте позднейшего спартанского поселения Амиклы. Амиклы микенского периода были, по-видимому, культовым центром. Другие поселения микенского периода в Лаконской долине почти не сохранились.

Мессения — территория древнего Пилоса — в микенскую эпоху была, судя по археологическим данным, заселена гораздо плотнее, чем Лаконика. В конце XIII и XII в. до н. э. Пилос, Микены и другие микенские поселения в Лаконике и Мессении разрушаются и впадают в запустение. Микенская эпоха заканчивается. Наступает новая, «гомеровская» эпоха, уже непосредственно связанная с последующей историей Эллады. Начало «гомеровской» эпохи совпадает с последним крупным передвижением племенных группировок на Балканском полуострове. Память об этих передвижениях сохранилась в позднейшей греческой литературе в виде предания о борьбе героя Геракла за обладание Пелопоннесом и о захвате полуострова потомками Геракла Гераклидами, которые, как упоминалось, стали во главе вторгшейся в Пелопоннес группировки греческих племен, называвшихся дорянами. В этом предании впервые упоминается о разделении древнегреческого народа на языковые и племенные группировки дорян, ионян, эолян и др., на которые древние греки делились и в позднейшие времена.

Но об этом позднейшем разделении эллинских племен в поэмах Гомера почти не упоминается, точно так же, как и о дорийском вторжении в Пелопоннес.

Самые названия Спарта и Лакедемон встречаются и в «Илиаде», и в «Одиссее», но под ними имеются в виду не город и не область, а лишь сказочный дворец царя Менелая, описываемый в четвертой песне «Одиссеи». Никаких сведений об окружающих этот дворец поселениях в этом описании не содержится, хотя обычно при рассказе о других резиденциях басилеев (например, Пилоса, Итаки, дворца Алкиноя в Схерии) они изображаются как центры той или иной области. Таким образом, упоминание о Спарте в «Одиссее» лишено реальности. Это впечатление усиливается, если обратить внимание на описание путешествия Телемаха из Пилоса в Спарту; это описание тоже совершенно нереально: гладкая и прямая дорога приводит путников в Спарту; никакого упоминания о горных твердынях Тайгета и его предгорий, которые отделяли «песчаный» Пилос от Спарты; вместе с тем совершенно не видно, чтобы путь Телемаха шел в обход горных перевалов, по берегу моря; но и в этом последнем случае трудно представить себе, чтобы грандиозные горные пейзажи и трудности пути не остановили на себе внимания поэта. Таким образом, Спарта в поэмах Гомера нереальна и совершенно не похожа на позднейшую, исторически известную Спарту, предания о которой передают нам Геродот и другие древнегреческие историки. Значит ли это, что Спарты в «гомеровскую» эпоху не существовало? Раскопки на месте позднейшей Спарты показали, что поселение здесь возникло в IX в. до н. э.; найденные при раскопках предметы керамического производства (главным образом в виде обломков), украшения (особенно фигурки из слоновой кости) характерны для «гомеровской» эпохи и других районов Эллады. Особенно интересно близкое сходство так называемой геометрической керамики Спарты с посудой, найденной при раскопках в Дельфах, древнейшем общегреческом культовом центре, игравшем крупную роль в религиозной и политической жизни Греции. Обращает на себя внимание, что Дельфы потом были особенно тесно связаны с исторически известной позднейшей Спартой. Однако никаких следов крупных зданий дворцового типа раскопки не обнаружили. Таким образом, весьма еще неполные пока данные археологии позволяют предположить, что самый центр Спартанского государства возник в позднегомеровскую эпоху и ничего общего со Спартой, изображаемой в поэмах Гомера, не имел.

      Смотрите также

      Причины и характер колонизации VIII—VI вв. до н. э.
      Новый подъем колонизационного движения приходится на время с половины VIII и до конца VI в. до н. э. Как направление этого движения, так и вызвавшие его причины и исторические последствия были ины ...

      Социальный строй микенского общества. Государство
      Основываясь на всей совокупности имеющихся данных, можно не сомневаться в том, что микенское общество было уже знакомо с классовым делением и дошло в своем развитии до государственной организации. ...

      Семья
      Семейный уклад в гомеровское время характеризуется существованием еще патриархальной семьи. Число членов таких семей достигало иногда значительной величины; так, например, семья царя Приама насчит ...