Социальная борьба после Солона - Законодательство Солона - Аттика в VII—VI вв. до н. э. - История Древней Греции - История

После проведения реформ Солона социальная борьба в Аттике разгорается с новой силой. При всем значении этих реформ, они не были в состоянии полностью удовлетворить ни один из социальных слоев, на которые тогда распадалось афинское общество. Эвпатриды не могли примириться с утратой былых привилегий и мечтали о возврате к досолоновским порядкам. Аттическое крестьянство, получившее облегчение от тяготевшего над ним долгового бремени и избавленное от долговой кабалы, стремилось к бóльшему, так как реформы Солона не решили главного для него вопроса — вопроса о земле. Земельный голод порождал потребность в земельной реформе более радикального характера.

Акрополь с западной стороны

Акрополь с западной стороны

Наконец, не были удовлетворены законами Солона и промежуточные между крестьянством и старой родовой аристократией слои населения — уже утратившая связь с землей беднота и все те, чье благосостояние зависело от развивающегося ремесла и морской торговли. И те и другие не могли примириться с сохранением за аристократией в рамках цензовой конституции Солона все еще достаточно значительного политического влияния. Поэтому борьба между всеми этими группировками продолжала развиваться с нарастающей силой и после Солона.

В античной традиции сохранился не претендующий на историческую достоверность, но весьма характерный рассказ, согласно которому сам Солон якобы отдавал себе отчет в непрочности связанного с его именем порядка. Поэтому, не желая быть свидетелем того, как будут рушиться созданные им установления, он покинул Аттику, потребовав от сограждан клятвы десятилетней верности новым законам.

Аристотель в «Афинской политии» пишет, что в течение четырех лет после отъезда Солона афиняне жили сравнительно спокойно, на пятый же год смута достигла такой силы, что в Афинах не смогли состояться выборы архонтов. Еще через четыре года, именно в 583—582 г. до н. э., архонт Дамасий по истечении срока своих полномочий отказался сдать власть и незаконно, узурпаторски, пользовался ею два года и два месяца, пока силой не был устранен от должности. После отстранения Дамасия в Афинах возникло чрезвычайное правительство в составе не девяти, а десяти архонтов. Для характеристики соотношения борющихся сил интересно, как распределились места в этом правительстве: пять из них достались эвпатридам, три — представителям крестьянства — геоморам — и два — ремесленникам-демиургам.

К этому времени в Афинах уже с достаточной четкостью определились три основных политических течения: педиэев, диакриев и паралиев. Названия свои они получили от названия местностей. Педиэи — жители Педиона, на котором были сосредоточены лучшие в Аттике земли афинской аристократии. Это, таким образом, реакционная аристократическая группировка, вождем которой был Ликург, принадлежавший к знатному роду Этеобутадов. Диакрии — мелкие крестьяне-земледельцы, возделывавшие малоплодородную, каменистую почву в одноименной части Аттики. Они стремились к радикальной земельной реформе — переделу земли и демократизации афинского политического строя. К диакриям, по словам Аристотеля, «примкнули... и... те, кто лишился денег, отданных взаймы... и люди нечистого происхождения», т. е. разорившиеся элементы и метеки, стремившиеся к уравнению в правах с коренными афинянами. Вождем этой группировки античные авторы называют Писистрата, по рождению принадлежавшего к родовой аристократии, но, по выражению Аристотеля, «казавшегося наиболее рьяным приверженцем демократии». Род Писистратидов в это время обеднел, чем, очевидно, и следует объяснить жгучую ненависть Писистрата к педиэям. В отличие от педиэев и диакриев паралии — жители прибрежной полосы самого города Афин и Пирея — состояли из разнородных элементов. К их числу, очевидно, можно было отнести как портовых грузчиков и матросов, так и судовладельцев и купцов, как мелких ремесленников, так и хозяев ремесленных предприятий. Общим для всех паралиев было то, что все они в значительной степени утратили непосредственную связь с землей и прочно связали свои интересы с развитием афинского ремесла и морской торговли. С этой точки зрения у паралиев могли быть общие интересы. Все они, например, были заинтересованы в росте афинского морского могущества и торговли. Вождем паралиев в рассматриваемое время был Мегакл, принадлежащий к старинному и влиятельному афинскому роду Алкмеонидов.

Было бы неправильным называть педиэев, диакриев и паралиев, как это делают некоторые из ученых, модернизирующих древность, политическими партиями. Ни у кого из них не было ни более или менее определенной политической программы, ни тем более каких бы то ни было признаков партийной организации. Это были именно политические течения, вызванные к жизни существованием известной общности интересов у различных слоев населения. Тем не менее в политической жизни Афин эти течения сыграли свою определенную роль, так как политическая обстановка этого времени в значительной мере определилась сосуществованием этих трех группировок.

      Смотрите также

      История Древней Греции
      ...

      5. Пять веков человечества
      Некоторые отрицают, что Прометей создал людей или что люди выросли из зубов дракона. Они говорят, что земля родила людей как лучшие из ее плодов именно в Аттике и что первым человеком был Алал ...

      Оборона Фермопил и битва при Артемисии
      Союзные силы греков сконцентрировались у Фермопильского прохода, на границе Фессалии и Средней Греции. Высокие горы, отвесно спускаясь почти к самому берегу моря, оставляют здесь лишь узкую дорогу ...