Социальная борьба после Солона - Законодательство Солона - Аттика в VII—VI вв. до н. э. - История Древней Греции - История

После проведения реформ Солона социальная борьба в Аттике разгорается с новой силой. При всем значении этих реформ, они не были в состоянии полностью удовлетворить ни один из социальных слоев, на которые тогда распадалось афинское общество. Эвпатриды не могли примириться с утратой былых привилегий и мечтали о возврате к досолоновским порядкам. Аттическое крестьянство, получившее облегчение от тяготевшего над ним долгового бремени и избавленное от долговой кабалы, стремилось к бóльшему, так как реформы Солона не решили главного для него вопроса — вопроса о земле. Земельный голод порождал потребность в земельной реформе более радикального характера.

Акрополь с западной стороны

Акрополь с западной стороны

Наконец, не были удовлетворены законами Солона и промежуточные между крестьянством и старой родовой аристократией слои населения — уже утратившая связь с землей беднота и все те, чье благосостояние зависело от развивающегося ремесла и морской торговли. И те и другие не могли примириться с сохранением за аристократией в рамках цензовой конституции Солона все еще достаточно значительного политического влияния. Поэтому борьба между всеми этими группировками продолжала развиваться с нарастающей силой и после Солона.

В античной традиции сохранился не претендующий на историческую достоверность, но весьма характерный рассказ, согласно которому сам Солон якобы отдавал себе отчет в непрочности связанного с его именем порядка. Поэтому, не желая быть свидетелем того, как будут рушиться созданные им установления, он покинул Аттику, потребовав от сограждан клятвы десятилетней верности новым законам.

Аристотель в «Афинской политии» пишет, что в течение четырех лет после отъезда Солона афиняне жили сравнительно спокойно, на пятый же год смута достигла такой силы, что в Афинах не смогли состояться выборы архонтов. Еще через четыре года, именно в 583—582 г. до н. э., архонт Дамасий по истечении срока своих полномочий отказался сдать власть и незаконно, узурпаторски, пользовался ею два года и два месяца, пока силой не был устранен от должности. После отстранения Дамасия в Афинах возникло чрезвычайное правительство в составе не девяти, а десяти архонтов. Для характеристики соотношения борющихся сил интересно, как распределились места в этом правительстве: пять из них достались эвпатридам, три — представителям крестьянства — геоморам — и два — ремесленникам-демиургам.

К этому времени в Афинах уже с достаточной четкостью определились три основных политических течения: педиэев, диакриев и паралиев. Названия свои они получили от названия местностей. Педиэи — жители Педиона, на котором были сосредоточены лучшие в Аттике земли афинской аристократии. Это, таким образом, реакционная аристократическая группировка, вождем которой был Ликург, принадлежавший к знатному роду Этеобутадов. Диакрии — мелкие крестьяне-земледельцы, возделывавшие малоплодородную, каменистую почву в одноименной части Аттики. Они стремились к радикальной земельной реформе — переделу земли и демократизации афинского политического строя. К диакриям, по словам Аристотеля, «примкнули... и... те, кто лишился денег, отданных взаймы... и люди нечистого происхождения», т. е. разорившиеся элементы и метеки, стремившиеся к уравнению в правах с коренными афинянами. Вождем этой группировки античные авторы называют Писистрата, по рождению принадлежавшего к родовой аристократии, но, по выражению Аристотеля, «казавшегося наиболее рьяным приверженцем демократии». Род Писистратидов в это время обеднел, чем, очевидно, и следует объяснить жгучую ненависть Писистрата к педиэям. В отличие от педиэев и диакриев паралии — жители прибрежной полосы самого города Афин и Пирея — состояли из разнородных элементов. К их числу, очевидно, можно было отнести как портовых грузчиков и матросов, так и судовладельцев и купцов, как мелких ремесленников, так и хозяев ремесленных предприятий. Общим для всех паралиев было то, что все они в значительной степени утратили непосредственную связь с землей и прочно связали свои интересы с развитием афинского ремесла и морской торговли. С этой точки зрения у паралиев могли быть общие интересы. Все они, например, были заинтересованы в росте афинского морского могущества и торговли. Вождем паралиев в рассматриваемое время был Мегакл, принадлежащий к старинному и влиятельному афинскому роду Алкмеонидов.

Было бы неправильным называть педиэев, диакриев и паралиев, как это делают некоторые из ученых, модернизирующих древность, политическими партиями. Ни у кого из них не было ни более или менее определенной политической программы, ни тем более каких бы то ни было признаков партийной организации. Это были именно политические течения, вызванные к жизни существованием известной общности интересов у различных слоев населения. Тем не менее в политической жизни Афин эти течения сыграли свою определенную роль, так как политическая обстановка этого времени в значительной мере определилась сосуществованием этих трех группировок.

      Смотрите также

      Перемирие
      Весной 423 г. до н. э. между Спартой и Афинами было заключено перемирие сроком на один год. Руководители спартанской политики рассчитывали на то, что перемирие приведет к миру и что им вернут плен ...

      167. Деревянный конь
      Тем временем Афина внушила Прилу, сыну Гермеса, мысль о том, что в Трою можно проникнуть с помощью деревянного коня, и мастер Эпей, сын Панопея, фокиец из Парнаса, вызвался построить такого коня с ...

      Пандора
      Человечеству приходится расплачиваться не только за собственные ошибки и преступления, но и за оказанные ему благодеяния, которые приближают его к богам. Так может быть осмыслен миф о Пандоре. Уз ...