Мелкая рабовладельческая мастерская как ведущая форма ремесленного производства - Ремесленное производство - Экономическая жизнь Греции классического периода - История Древней Греции - История

Господствующей формой ремесленного производства в Греции была мелкая мастерская. Такие мастерские (эргастерии) существовали во всех областях ремесленного производства. Во главе мастерских стоял рабовладелец, который сам участвовал в работах или надзирал за трудом рабов; иногда мастерские передавались доверенным рабам-надсмотрщикам. Обычно мастерские объединяли в одном помещении от 3—4 до 10—12 рабов. Мастерские с большим числом рабов (как, например, оружейная мастерская отца оратора Демосфена с 32—33 рабами, мастерские с 100 и бóльшим числом рабов) были редкостью, и сведения о них относятся главным образом к IV в. до н. э.

В мастерских работа производилась весьма простыми инструментами. Производственный процесс в греческих мастерских не был связан внутренним единством на основе технического разделения труда.

Рабы работали в мастерских независимо друг от друга, и каждый из них в отдельности производил все необходимые для изготовления того или иного предмета производственные операции. Конечно, некоторые элементы технического разделения труда в мастерских, особенно в больших городах, все же существовали, но, как правило, они были случайными; устойчивой и определенной специализации рабов на какой-нибудь отрасли ремесленного производства не встречается.

В большинстве известных нам случаев (относящихся главным образом уже не к V, а к IV в. до н. э.) мастерские и занятые в них рабы-ремесленники составляли лишь часть общего имущества рабовладельца. Затраты на организацию таких мастерских, включающие расходы на покупку или наем рабов, на оборудование мастерской, закупку сырья и примитивных инструментов, обычно не исчерпывали всего состояния богатого рабовладельца. Прибыль, реализованная в торговле или в промышленности, обычно шла не на дальнейшее расширение производства, а на всякого рода кредитные операции: она превращалась в ростовщический капитал или обращалась на покупку земли.

Таким образом, владелец мастерской часто бывал одновременно и купцом, и ростовщиком, а иногда и землевладельцем.

Изложение свидетельствует об относительно еще скромных масштабах развития ремесленного производства в Греции V в. до н. э. и об его застойном характере.

      Смотрите также

      Краснофигурный стиль вазовой живописи
      Эксекий. Полидевк и Леда. Деталь росписи амфоры «Ахилл и Аякс за игрой в шашки» Наблюдения над явлениями реальной жизни раскрывали перед художниками-керамистами всё новые и новые возможности, а ...

      Координаты мифа
      Если верить мифам, ни один из воителей, как ахейских, так и троянских, не имел такого великолепного щита, каким обладал Ахилл, сын Фетиды. Его не было даже у небожителей, которые порой сходили со ...

      Позднейшая колонизация Запада
      В период ранней колонизации Италии и Сицилии западное побережье Балканского полуострова не было заселено. Лишь во второй половине VII в. до н. э. с развитием коринфской торговли здесь возникает ря ...