Организация труда в эргастерии - Ремесленное производство - Экономическая жизнь Греции классического периода - История Древней Греции - История

Изображения ремесленных мастерских, часто встречающиеся в вазовой живописи, позволяют выяснить и техническое оснащение некоторых эргастериев. Во всех этих изображениях греческая мастерская предстает перед нами с весьма еще примитивным техническим оборудованием и низким уровнем производительности труда. Почти полное отсутствие каких-либо механических приспособлений, облегчающих или ускоряющих процесс производства, является одной из характерных черт греческого ремесла. Само применение рабского труда являлось тормозом в развитии техники. Полная экономическая незаинтересованность раба в своей работе, с одной стороны, дешевизна рабочей силы и погоня за максимальной прибылью, с другой, — все это способствовало тому, что ряд орудий производства, известных даже в античности, применялся только в очень редких случаях. Погоня за прибылью заставляла рабовладельцев, эксплуатирующих труд рабов в рудниках и каменоломнях, отказываться от улучшения оборудования шахт, от применения подъемных блоков и пр. Греческий эргастерий не имеет ничего общего с фабрикой. Он лишь отдаленно напоминает мануфактуру, ибо мы не находим в античности того, что характерно для мануфактуры: «коллективного рабочего, составленного из многих частичных рабочих». Иногда рабовладельцы сдавали своих рабов в наем. Труд таких рабов особенно широко применялся в горном деле, меньше — в других производствах. Иногда хозяин предоставлял рабу возможность вести самостоятельно хозяйство с обязательством вносить определенную сумму своему господину. Иногда такой раб нанимался к другому рабовладельцу. Среди владельцев мастерских часто встречаются метеки.

      Смотрите также

      Значение тирании
      Данные «Афинской политии» подтвердили и расширили отдельные факты, известные ранее из Геродота, Плутарха и Фукидида. Писистрат, как теперь уже несомненно, не изменил структуры формирующегося Афинс ...

      Живопись. Полигнот
      Новые стремления эпохи воплотились особенно ярко в произведениях Полигнота, художника, которому потомство устами Аристотеля отдало пальму первенства среди прочих живописцев Эллады, хотя художники ...

      У Ээта
      Высоко вознесся к небу дворец Ээта. Его сверкающие под взглядом Гелиоса золотые стены окаймлены двумя рядами высоких медных колонн. Двор засажен благоухающими деревьями. Под аркой, образованной цв ...