Организация труда в эргастерии - Ремесленное производство - Экономическая жизнь Греции классического периода - История Древней Греции - История

Изображения ремесленных мастерских, часто встречающиеся в вазовой живописи, позволяют выяснить и техническое оснащение некоторых эргастериев. Во всех этих изображениях греческая мастерская предстает перед нами с весьма еще примитивным техническим оборудованием и низким уровнем производительности труда. Почти полное отсутствие каких-либо механических приспособлений, облегчающих или ускоряющих процесс производства, является одной из характерных черт греческого ремесла. Само применение рабского труда являлось тормозом в развитии техники. Полная экономическая незаинтересованность раба в своей работе, с одной стороны, дешевизна рабочей силы и погоня за максимальной прибылью, с другой, — все это способствовало тому, что ряд орудий производства, известных даже в античности, применялся только в очень редких случаях. Погоня за прибылью заставляла рабовладельцев, эксплуатирующих труд рабов в рудниках и каменоломнях, отказываться от улучшения оборудования шахт, от применения подъемных блоков и пр. Греческий эргастерий не имеет ничего общего с фабрикой. Он лишь отдаленно напоминает мануфактуру, ибо мы не находим в античности того, что характерно для мануфактуры: «коллективного рабочего, составленного из многих частичных рабочих». Иногда рабовладельцы сдавали своих рабов в наем. Труд таких рабов особенно широко применялся в горном деле, меньше — в других производствах. Иногда хозяин предоставлял рабу возможность вести самостоятельно хозяйство с обязательством вносить определенную сумму своему господину. Иногда такой раб нанимался к другому рабовладельцу. Среди владельцев мастерских часто встречаются метеки.

      Смотрите также

      86. Филлида и Кария
      Фракийская принцесса Филлида была влюблена в Афаманта, сына Тесея. Он ушел воевать под стенами Трои, а когда Троя пала и афинский флот вернулся, Филлида зачастила на берег моря в надежде увидеть кор ...

      Телеф
      Однажды пастухи царя города Тегеи Корифа не досчитались нескольких овец. В поисках исчезнувших животных они забрели на покрытую лесом гору Парфений, и их взору предстало удивительное зрелище: лань ...

      Примирение
      Едва из волн Океана выступила Эос в одеяниях цвета шафрана, чтобы пробудить от сна и богов и смертных, к стану ахейцев с дарами Гефеста примчалась Фетида. Застав Ахилла склоненным над телом любимог ...