Организация труда в эргастерии - Ремесленное производство - Экономическая жизнь Греции классического периода - История Древней Греции - История

Изображения ремесленных мастерских, часто встречающиеся в вазовой живописи, позволяют выяснить и техническое оснащение некоторых эргастериев. Во всех этих изображениях греческая мастерская предстает перед нами с весьма еще примитивным техническим оборудованием и низким уровнем производительности труда. Почти полное отсутствие каких-либо механических приспособлений, облегчающих или ускоряющих процесс производства, является одной из характерных черт греческого ремесла. Само применение рабского труда являлось тормозом в развитии техники. Полная экономическая незаинтересованность раба в своей работе, с одной стороны, дешевизна рабочей силы и погоня за максимальной прибылью, с другой, — все это способствовало тому, что ряд орудий производства, известных даже в античности, применялся только в очень редких случаях. Погоня за прибылью заставляла рабовладельцев, эксплуатирующих труд рабов в рудниках и каменоломнях, отказываться от улучшения оборудования шахт, от применения подъемных блоков и пр. Греческий эргастерий не имеет ничего общего с фабрикой. Он лишь отдаленно напоминает мануфактуру, ибо мы не находим в античности того, что характерно для мануфактуры: «коллективного рабочего, составленного из многих частичных рабочих». Иногда рабовладельцы сдавали своих рабов в наем. Труд таких рабов особенно широко применялся в горном деле, меньше — в других производствах. Иногда хозяин предоставлял рабу возможность вести самостоятельно хозяйство с обязательством вносить определенную сумму своему господину. Иногда такой раб нанимался к другому рабовладельцу. Среди владельцев мастерских часто встречаются метеки.

      Смотрите также

      Немейский лев
      Когда вступил он в лес и шел на смертный бой, По следу хищников врывая в почву ноги, Далекий рев, как гром, донесся из берлоги И смолк. Пылал закат в лазури голубой, Как будто тот, пред кем дрожал ...

      Мойры
      Скрыв под рекой самоцветной, под чистою влагой хрустальной От утомленных стихий ярость их древней борьбы, Ткут неподвижные парки, владычицы тьмы изначальной, Людям, титанам, богам — ткань непрелож ...

      103. Тесей в Аиде
      После смерти Гипподамии Пирифой убедил Тесея, жена которого, Федра, недавно повесилась, отправиться вместе в Спарту и украсть Елену, сестру Диоскуров Кастора и Полидевка, с которой они оба мечтали в ...