Судостроение - Ремесленное производство - Экономическая жизнь Греции классического периода - История Древней Греции - История

В прямой связи с ростом военно-политической мощи Афин большое значение приобрело судостроение. К началу Пелопоннесской войны Афины располагали 300 триерами, не считая союзного флота Лесбоса и Хиоса. Постройка триеры обходилась дорого, в среднем около 1 аттического таланта. Кораблестроительный лес ввозился в Афины из Македонии, Халкидики, Южной Италии, Малой Азии и Понта. Большими строительными работами и сооружением военного флота ведало государство. На корабельных верфях работали и государственные, и частные рабы, но руководство работами и выполнение наиболее ответственных операций поручалось специалистам-кораблестроителям из числа полноправных граждан и метеков.

Народное собрание играло в развитии кораблестроения такую же роль, как и в других работах государственного значения. Каждый раз оно выбирало особую комиссию для заведования судостроительными работами, состоящую из казначея и надзирателей за верфями. Народное собрание определяло также и число триер и тетрер (судов с тремя и четырьмя рядами гребцов), намеченных к постройке в данном году. Постройка корабельных корпусов, как правило, сдавалась откупщикам с общественных торгов, оснащение же кораблей производилось самим государством.

Гавани и верфи, находившиеся в предшествующее время за чертой Афин, после постройки в середине V в. до н. э. Длинных стен были включены в городскую черту — Пирей становится органически связанным с остальным городом, приморской его частью. Бухта Пирея, глубокая и обширная, становится главной, одновременно и военной, и торговой, афинской гаванью.

Два других афинских порта — Зея и Мунихия — использовались только для военных кораблей. В обоих портах существовали эллинги для приема кораблей. В IV в. до н. э. недалеко от Зеи был построен склад для хранения корабельных снастей и такелажа.

Техника сооружения портов, пристаней, верфей и строительство новых кораблей развивались вместе с ростом экономической и политической мощи Афин. Увеличивалось число эллингов, и типы военных и грузовых судов становились все более разнообразными. Военные корабли разделялись уже на два класса: первый включал собственно военные корабли, которые вмещали только строго нормированный экипаж; второй класс состоял из транспортных судов, предназначенных для перевозки десантных войск, лошадей, провианта и других материалов. Военные корабли, оснащенные парусами, могли приводиться в движение и гребцами, в то время как военно-транспортные и торговые суда были в основном парусными и требовали незначительного экипажа.

      Смотрите также

      Битва при Платеях
      Геродот (VIII, 113; IX, 32), по обыкновению, преувеличивает силы персидской армии, стоявшие у Платей: по его подсчету, у Мардония было 300 000 человек азиатского войска, около 50 000 человек, выст ...

      151. От Симплегад к Колхиде
      Финей предупредил аргонавтов об ужасных скалах, называемых Симплегадами, Планктами или Кианеями, которые постоянно окутаны туманом и стоят, охраняя вход в Босфор. Когда корабль пытается пройти между ...

      Начало распадения Афинской архэ
      По общему мнению, судьба Афин была предрешена. В конце 413 г. до н. э. казалось несомненным, что они не смогут продержаться даже до лета. Поэтому нейтральные полисы стремились поскорее присоединит ...