Судостроение - Ремесленное производство - Экономическая жизнь Греции классического периода - История Древней Греции - История

В прямой связи с ростом военно-политической мощи Афин большое значение приобрело судостроение. К началу Пелопоннесской войны Афины располагали 300 триерами, не считая союзного флота Лесбоса и Хиоса. Постройка триеры обходилась дорого, в среднем около 1 аттического таланта. Кораблестроительный лес ввозился в Афины из Македонии, Халкидики, Южной Италии, Малой Азии и Понта. Большими строительными работами и сооружением военного флота ведало государство. На корабельных верфях работали и государственные, и частные рабы, но руководство работами и выполнение наиболее ответственных операций поручалось специалистам-кораблестроителям из числа полноправных граждан и метеков.

Народное собрание играло в развитии кораблестроения такую же роль, как и в других работах государственного значения. Каждый раз оно выбирало особую комиссию для заведования судостроительными работами, состоящую из казначея и надзирателей за верфями. Народное собрание определяло также и число триер и тетрер (судов с тремя и четырьмя рядами гребцов), намеченных к постройке в данном году. Постройка корабельных корпусов, как правило, сдавалась откупщикам с общественных торгов, оснащение же кораблей производилось самим государством.

Гавани и верфи, находившиеся в предшествующее время за чертой Афин, после постройки в середине V в. до н. э. Длинных стен были включены в городскую черту — Пирей становится органически связанным с остальным городом, приморской его частью. Бухта Пирея, глубокая и обширная, становится главной, одновременно и военной, и торговой, афинской гаванью.

Два других афинских порта — Зея и Мунихия — использовались только для военных кораблей. В обоих портах существовали эллинги для приема кораблей. В IV в. до н. э. недалеко от Зеи был построен склад для хранения корабельных снастей и такелажа.

Техника сооружения портов, пристаней, верфей и строительство новых кораблей развивались вместе с ростом экономической и политической мощи Афин. Увеличивалось число эллингов, и типы военных и грузовых судов становились все более разнообразными. Военные корабли разделялись уже на два класса: первый включал собственно военные корабли, которые вмещали только строго нормированный экипаж; второй класс состоял из транспортных судов, предназначенных для перевозки десантных войск, лошадей, провианта и других материалов. Военные корабли, оснащенные парусами, могли приводиться в движение и гребцами, в то время как военно-транспортные и торговые суда были в основном парусными и требовали незначительного экипажа.

      Смотрите также

      Фивы
      О, где вы, луга Пиерии, Высокое пастбище слов? Герои поднялись какие Из белых драконьих зубов? От Кадма, посланца Востока, До Пиндара трепетных од Такая змеится дорога, Какую Геракл не пройдет. ...

      2. Гомеровский и орфический мифы творения
      Говорят, что все боги и все живые существа возникли в потоке Океана, омывающего весь мир, и что матерью всех его детей была Тефида. b. Однако орфики утверждают, что чернокрылая Ночь, богиня, п ...

      Носители микенской культуры
      Вопрос об этнических признаках носителей микенской культуры, как и вопрос о древнейшем населении Крита, долгое время считались одними из самых сложных и во многом далеко еще не решенных вопросов д ...