Эйсфора - Доходы и расходы афинского государства - Экономическая жизнь Греции классического периода - История Древней Греции - История

Когда Афинское государство переживало трудное время, граждане и метеки облагались временным и чрезвычайным прямым налогом (эйсфора). Впервые он был введен в Афинах около 428—427 гг. до н. э. Неизвестно, каким образом эйсфора взималась в V в. до н. э.: некоторые ученые предполагают, что тогда это был налог на доход с недвижимости. Но поскольку к налогу привлекались и метеки, платившие 1/6 всего налога, вероятнее предположить, что уже в V, как и в IV в. до н. э. это был налог и на недвижимое, и на движимое имущество. В 428 г. до н. э. общий размер дохода от эйсфоры исчислялся в 200 талантов.

Эйсфора был самым ненавистным налогом в Афинах, ибо по укоренившимся представлениям прямая подать казалась несовместимой с гражданской свободой. Поэтому к ней прибегали только в крайнем случае. Даже тогда, когда этот налог взимался в течение длительного времени, он всегда рассматривался лишь как мера временная.

Афинское государство имело, таким образом, разнообразные источники дохода, но все средства, которые собирались в Аттике, были значительно меньше тех сумм, какие поступали от афинских союзников. Экономическая мощь Афинского государства в V в. до н. э., таким образом, была связана с политическим и военным порабощением других греческих городов.

      Смотрите также

      Географические условия Спарты
      Территорией, на которой возникло Спартанское государство, была долина реки Еврота, получившая название Лаконики или Лакедемона. С запада над этой долиной отвесными террасами вздымается горный хреб ...

      152. Похищение руна
      На Олимпе Гера и Афина взволнованно обсуждали, как помочь их любимцу Ясону добыть золотое руно. Наконец, они обратились к Афродите, которая согласилась сделать так, чтобы ее капризный малыш Эрос про ...

      Положение рабов в Греции
      С точки зрения правовой раб не считался личностью. Он не имел семьи; семейные отношения рабов и рабынь не считались браком; дети рабыни рассматривались как приплод, принадлежавший ее хозяину. Рабы ...