Начало распадения Афинской архэ - Последний период войны - Пелопоннесская война - История Древней Греции - История
По общему мнению, судьба Афин была предрешена. В конце 413 г. до н. э. казалось несомненным, что они не смогут продержаться даже до лета. Поэтому нейтральные полисы стремились поскорее присоединиться к грядущим победителям, «хотя бы никто и не приглашал их». Спарта и ее союзники решили сделать последнее усилие, чтобы поскорее кончить затянувшиеся военные действия и вознаградить себя победоносным миром за 20 лет военных лишений. Наконец, олигархические верхушки полисов, входивших в состав Афинской архэ, сочли момент удобным для восстания против ненавистного господства Афин.
Залогом успеха в этой борьбе было создание военного флота. Ионийские города не имели никаких укреплений, так как афиняне хотели лишить их всякой возможности сопротивления. Лакедемонянам нечего было и думать о восстании в Ионии раньше, чем они создадут собственный флот. Для этого требовались прежде всего материальные средства. В ожидании близкой победы спартанцы «отдали приказ союзным государствам соорудить 100 кораблей, обязались сами и обязали беотян поставить по 25 кораблей» (VIII, 3, 2). Учитывая отсутствие опыта в мореплавании, это действительно был максимумом того, что могла сделать Спарта.
Для обеспечения средств на содержание флота царь Агис, находившийся постоянно в Декелее, стал собирать деньги среди союзников.
В это время обнаружилось соперничество между стремящимся к единовластию царем Агисом и Алкивиадом, который пользовался поддержкой влиятельного эфора Эндия. К Агису в Декелею прибыли представители афинских подданных с Евбеи и Лесбоса с просьбой прислать флот. Им было обещано 20 кораблей, в том числе 10 беотийских. Одновременно готовились к восстанию хиосские и эретрийские олигархи, которые тоже обратились за помощью к спартанцам, однако не к Агису, а непосредственно к Лаконику. Сюда же прислали своих представителей и персидские сатрапы: Тиссаферн, правитель Сардской, и Фарнабаз, правитель Даскилитидской сатрапий. Оба перса обратились к спартанцам с предложением вести войну против афинян на участках, прилегающих к территориям их сатрапий: Тиссаферн— в Ионии, а Фарнабаз — на Геллеспонте, обещая спартанскому флоту значительную материальную помощь. По предложению Алкивиада спартанцы решили начать военные действия прежде всего в Ионии.
Расположенный в центре Ионии Хиос был самым крупным из афинских союзников. После подавления восстания в Митилене в 427 г. до н. э. только Хиос располагал собственным сильным военным флотом, состоящим из 60 триер. На Хиосе правили олигархи. Алкивиад у Фукидида называет их «богатейшими из эллинов» (VIII, 45,4). Особенно сильно было развито здесь рабовладение. У хиосцев «было множество рабов, больше, нежели в каком бы то ни было другом государстве, кроме Лакедемона. Рабы, вследствие их многочисленности, подвергались за всякую вину слишком жестоким наказаниям» (VIII, 40, 2). Этим обстоятельством Фукидид объясняет массовый переход хиосских рабов после начала восстания на сторону афинян.
Заручившись поддержкой спартанского флота, в июне 412 г. до н. э., после прибытия Алкивиада с 25 пелопоннесскими кораблями, хиосцы подняли восстание, которое начало очень быстро распространяться по всей Ионии. К повстанцам примкнули: Эритры, Клазомены, Теос; в дальнейшем же благодаря личным связям Алкивиада с местными олигархами и главный город Ионии — Милет. После этого против афинян восстала почти вся Иония, тем более что спартанцы на первых порах выступали всюду под популярным лозунгом свободы Эллады.
Видя успех восстания и сознавая все его значение для окончательного разгрома Афин, пелопоннесцы послали на Восток весь свой наличный флот. В зимнюю кампанию 411 г. до н. э. спартанский наварх Астиох имел уже под своим командованием 94 триеры, не считая хиосских кораблей. В конце концов и Родос перешел на сторону пелопоннесцев.
Отпадение Ионии произошло с исключительной быстротой, так как союзники давно уже тяготились афинским владычеством. Усиливавшаяся эксплуатация союзных полисов, высокомерие афинских властей, жестокие расправы с восставшими — все эти обстоятельства усилили недовольство среди афинских союзников, и достаточно было одной искры, чтобы вспыхнул пожар всеобщего восстания. Решающую роль сыграло прибытие пелопоннесского флота и Алкивиада, который к тому же пользовался поддержкой Тиссаферна и, следовательно, персидского царя. Между тем афиняне вообще уже не имели военного флота, который мог бы противостоять их противникам.
Казалось, афинянам не на что было больше надеяться. Цвет их армии и флота погиб в Сицилии. Враг укрепился в центре Аттики, что полностью дезорганизовало всю экономику страны. Теперь же рушилась последняя опора афинян — их морская держава.
В этот момент афинская демократия, несмотря на гигантскую тяжесть обрушивающихся на нее отовсюду ударов, смогла все же развить колоссальную силу сопротивления. Невольно напрашивается сравнение между Афинами 412 г. до н. э. и Спартой 425 г. до н. э. Достаточно было одного крупного поражения на Сфактерии, чтобы Спарта запросила мира и прекратила всякие наступательные действия. Афинский демос, будучи в почти безвыходном положении, в течение целых 8 лет сражался не только против всей Эллады, но и против Персии: даже в последний период войны он не раз наносил чувствительные удары более сильным противникам. В 412 г. до н. э. демос мобилизует все средства для борьбы. Программа действий состояла в том, чтобы «на какие бы то ни было средства снарядить флот, добывши лесу и денег, обеспечить себе верность союзников, преимущественно Евбеи, благоразумно сократить государственные расходы и создать какую-либо магистратуру, которая была бы представлена старейшими гражданами и предназначалась для предварительного обсуждения текущих дел».
Эта программа неуклонно проводилась в жизнь. Афиняне собрали лес, укрепили мыс Суний для обеспечения проезда кораблей с продовольствием из Евбеи, ликвидировали свой плацдарм на побережье Лаконики, захваченный во время Сицилийской экспедиции, и, узнав об отложении Хиоса, немедленно выслали 20 кораблей для подавления восстания.
Кроме того, 30 кораблей было послано в рейд вокруг Пелопоннеса и готовились новые десятки кораблей для отправления в Ионию.
Очень значительны были в это время (конец 413 г. до н. э.) финансовые трудности. Государственная казна была пуста. Не было и флота. Для снаряжения же, а главное, содержания нового флота требовались очень значительные суммы, которые можно было извлечь только у союзников, открыто выражавших свое недовольство размерами существующего финансового обложения. Правда, демосом была впервые затронута резервная тысяча талантов, отложенная еще Периклом на случай крайней нужды. Однако этих фондов было все же далеко не достаточно.
В целях улучшения состояния государственного бюджета была проведена также очень важная финансовая реформа. Афины отменили форос — подать, непосредственно взимаемую с союзников в порядке прямого обложения, и установили пошлину в размере 5% от стоимости всех продуктов, ввозимых и вывозимых морем. Основная цель реформы, по-видимому, состояла в увеличении доходов казны. Но сама по себе такая реформа должна была ослабить недовольство союзников. Кроме того, пошлина взималась в основном у Геллеспонта, что технически было легко выполнимым мероприятием и требовало относительно небольших вооруженных сил.
В это время намечаются контуры новой политики демоса по отношению к союзникам, что ярко свидетельствуется решением об экипаже семи захваченных хиосских триер. «Находившимся на них рабам была дарована свобода, свободные же были закованы в цепи». В этом аспекте показательны также и события на Самосе. Использовав присутствие трех афинских триер, самосские демократы организовали восстание, умертвили около 200 знатных граждан, 400 олигархов было приговорено к изгнанию. Земля и дома знати были конфискованы демосом. Афиняне, удостоверившись в надежности самосских демократов, даровали им автономию — фактическую самостоятельность. Очень характерно то обстоятельство, что согласно самосской демократической конституции геоморы — крупные земельные собственники — были полностью лишены политических прав, даже права эпигамии (заключения браков) с демосом. Это был один из немногих случаев в истории древнего мира, когда победивший демос прибегает к лишению своих противников политических прав.
В связи с победой самосской демократии следует отметить еще два интересных момента. На Самосе пребывал Гипербол, вождь радикальной демократии, изгнанный в 417 г. до н. э. остракизмом из Афин. Можно полагать, что в изгнании он был одним из вождей самосских демократов, так как его здесь убили олигархи во время их вооруженного выступления в 411 г. до н. э. Во время олигархического переворота 411 г. до н. э. в Афинах только на Самосе сохранились демократические порядки. Базируясь на Самос, афинские моряки в фактическом союзе с местными демократами восстановили демократию в Афинах.
Весь комплекс мероприятий афинского демоса свидетельствует о намечающихся изменениях в отношении к союзникам. Во имя сохранения архэ впервые за время войны Афины пытаются тверже опереться на демократические группы в союзных полисах. Именно эта политическая линия дала в 412 г. до н. э. временное спасение Афинам. Самос остается стабильной базой их эскадр. На Хиосе афиняне захватывают и укрепляют важный пункт Дельфиний, на Лесбосе бои идут с переменным успехом. Развал архэ был задержан.
Смотрите также
167. Деревянный конь
Тем временем Афина внушила Прилу,
сыну Гермеса, мысль о том, что в Трою можно проникнуть с помощью деревянного
коня, и мастер Эпей, сын Панопея, фокиец из Парнаса, вызвался построить такого
коня с ...
Греки и народы Малой Азии
Еще до описанного выше массового передвижения племен ахейцы успели поселиться
в Малой Азии, и, по-видимому, уже тогда ими был основан Милет, ставший позднее ионийским.
Уже в XIV в. до н. э. ахейцы ...
Перемирие
Весной 423 г. до н. э. между Спартой и Афинами было заключено перемирие сроком
на один год. Руководители спартанской политики рассчитывали на то, что перемирие
приведет к миру и что им вернут плен ...