Пифагор - Древнегреческая философия - История Древней Греции - История
Предпосылки идеалистической философии появились по-видимому в VI в. до н. э. в учении Пифагора и пифагорейцев. Пифагор родился около 580 г. до н. э. Происходил он с острова Самоса, а потом поселился в Италии, где основал конспиративное религиозно-философское общество с резко выраженным аристократическим характером. Оно сыграло большую роль в городах Южной Италии (Кротон, Сибарис) и просуществовало до V в. до н. э., когда было уничтожено демократией.
О Пифагоре мы почти ничего не знаем. Многое из того, что приписывается Пифагору, было открыто позднее, в обществе пифагорейцев, и потому очень трудно установить, что принадлежит Пифагору, а чтó его ученикам.
Среди пифагорейцев преобладал интерес к математическим проблемам, и ими был открыт ряд геометрических теорем. Одновременно с математикой пифагорейцы много занимались теорией музыки. Ими было найдено математическое соответствие между высотой музыкального тона и длиной струны.
Кроме того пифагорейцы интересовались астрономией, и в частности им принадлежит идея об огне, который находится в центре вселенной. Правда, этот огонь отличен от солнца, но зародыши гелиоцентрической системы в астрономии, по всей вероятности, принадлежат пифагорейцам.
Под влиянием своих математических занятий они пришли к выводу, что сущность мира может быть рассматриваема как число. Когда они наблюдали, что укорачивание струны вдвое дает ту же самую ноту в более высокой октаве, или когда оказывалось, что площадь квадрата, построенная на гипотенузе, равна сумме площадей квадратов, построенных на катетах (так называемая пифагорова теорема), то эти наблюдения над возможностью числового выражения явлений должны были натолкнуть пифагорейцев на мысль о том, что число играет большую роль во вселенной. Сам Пифагор, по-видимому, был одним из наивных материалистов. Считая, что все материальное определяется своей количественной стороной, он поэтому и рассматривал число как сущность мира. Но впоследствии отсюда развилась целая метафизика чисел.
Например число 5 стало обозначать брак, 8 — дружбу, 9 — справедливость, 10 — гармонию и т. д. Такое учение о числах оказало сильное влияние на подлинного основателя философского идеализма — Платона.
Пифагорейцы учили, что каждая вещь в природе состоит из двух начал: ограниченного и неограниченного, или предела и беспредельного. Например куб ограничен определенным числом поверхностей. Эти поверхности и есть тот предел, который ограничивает беспредельную материю куба.
Материя сама по себе есть нечто хаотическое, беспредельное. Только число ограничивает беспредельную материю и дает ей определенный вид.
В этом учении появляется в зародыше то, что потом у Платона и особенно у Аристотеля выступит как противопоставление материи форме: форма ограничивает материю, аморфную по своей природе, и вносит порядок в хаотический мир материи.
Смотрите также
Мирон
Мирон, родом из пограничного с Беотией города Элевфер, был старшим из трех наиболее
прославленных скульпторов V в. до н. э. (Мирон, Фидий, Поликлет).
Расцвет его деятельности приходится на вторую ч ...
Страбон. Павсаний. Евсевий
То же нужно сказать и о трудах двух писателей, хотя и не историков, но дающих
обильный исторический материал.
Страбон — современник императора Августа — в своей «Географии» помимо географических
...
Социально-экономический и политический строй Персии
Границы государства Дария простирались от Геллеспонта до Инда и от Нильских порогов
до берегов Черного и Каспийского морей.
Возникнув в результате завоеваний, Персидская монархия не имела единой эк ...