Храм Зевса в Олимпии - Эпоха строгого стиля (480—450 гг. до н. э.) - Искусство Древней Греции - История Древней Греции - История
В 456 г. до н. э. закончена была постройка грандиозного дорийского храма Зевса в Олимпии, скульптурные украшения которого являются наиболее полным и всесторонним выражением искусства строгого стиля. Пo своей архитектуре храм Зевса ничем не отличался от архаических дорийских периптеров и был всецело связан со старой архитектурной традицией. Он был построен из известняка, но скульптурные украшения метоп и фронтонов, а также черепица крыши были из мрамора. Двенадцать метоп украшали две узкие стороны храма, две многофигурные композиции помещены были в его фронтонах.
Сюжет метоп посвящен мифам о Геракле. Двенадцать его канонических подвигов впервые сведены здесь в стройную систему и разбиты на двенадцать отдельных сцен. Разрозненные до того мифы превратились в поэму о жизни героя с ее борьбой, торжеством и тяжелыми минутами сомнений. В начале серии помещена была сцена убийства немейского льва, много раз трактовавшаяся в архаическом искусстве. В архаический период художники передавали борьбу героя, душащего льва голыми руками; мастер олимпийской метопы превратил этот миф в глубокую душевную драму. Тело чудовища лежит бездыханным, но попирающий его ногой Геракл, представленный совсем юным, вместо чувства торжества испытывает глубокую усталость тела и духа. Он как будто только теперь понял всю тяжесть предстоящего ему жизненного пути, и одни лишь ласковые уговоры Афины способны поднять его на новые подвиги. В других метопах Олимпийского храма скульптор больше придерживается художественной традиции и изображает самое действие. Такова сцена борьбы Геракла с критским быком, скомпонованная по диагонали в виде двух уравновешивающих друг друга и действующих в разных направлениях масс и сил, так что напряжение борьбы выявляется здесь с особой мощью.
Голова Атласа. Фрагмент метопы храма Зевса в Олимпии. Мрамор. 468—456 гг. до н. э.
Мастерство автора метоп в композиции и в передаче как напряженной борьбы, так и полных глубоких душевных переживаний внешне спокойных сцен развертывается во всю ширь в скульптурах фронтонов. Восточный фронтон заполнен композицией на тему о состязании Пелопса и Эномая. Эномай гордился конями, подаренными ему Аресом. Женихам своей дочери Гипподамии он предлагал вступить с собой в состязание на том условии, что жених увозил на своей колеснице невесту, Эномай же преследовал его и, настигнув, убивал. Он погубил многих славных героев, пока не явился Пелопс, обладатель коней Посейдона. В этом состязании Эномай погиб. Пелопс женился на Гипподамии, а Зевс разрушил молнией самый дом царя. В восточном фронтоне представлен полный внутреннего напряжения момент приготовления к состязанию. В центре — Зевс, незримо присутствующий между героями; обратясь в сторону Пелопса, он как бы предвещает ему победу. Слева от Зевса гордый и самоуверенный Эномай со своей женой Стеропой, справа — Пелопс и Гипподамия, погруженные в думы об ожидающей их судьбе. Далее идут готовые к бегу колесницы, окруженные служанками и конюхами. Среди них вещий старец из дома Эномая. Он один из всех присутствующих, благодаря дару провидения, знает о печальной судьбе, ожидающей царя. В горестном раздумье устремил он взор на своего господина, предчувствуя скорый страшный конец всего его рода и дома. Углы фронтонов заняты лежащими фигурами юношей, олицетворениями двух протекающих в Олимпии рек — Алфея и Кладея. Как посторонние зрители, с живым любопытством следят они за происходящим. Перед зрителем целая серия фигур, различных по характеру и положению и принимающих различное участие в развертывающейся драме.
В центре главные действующие лица, погруженные в противоречивые чувства, далее второстепенные участники и, наконец, фигуры, олицетворяющие местность. Действие еще не наступило, но исход его ясен. Это чисто полигнотовская концепция, выраженная в скульптурных образах.
Иной характер носит композиция западного фронтона. В ней царствует не внутренняя сосредоточенность перед событием, а само действие — развернувшаяся во всю ширь буйная схватка. Царь лапифов Пирифой пригласил к себе на свадьбу своих сородичей, диких кентавров. На пиру кентавры перепились и набросились на невесту и ее подруг. Разгорелась борьба между лапифами, возглавляемыми Пирифоем и его другом Тесеем, и нарушившими священные обычаи гостеприимства кентаврами. Бой идет по всей линии. Лапифы сражаются оружием, кентавры царапаются и кусаются. Борющиеся сцепились в группы, полные неистового движения. В углах опять лежащие фигуры зрителей. Две из них — старухи, вероятно матери кентавров, в ужасе взирающие на гибель своих сыновей. Но в схватку вступил Аполлон, светлый бог, неумолимо преследующий всякое беззаконие. Властно простер он свою карающую длань в сторону предводителя кентавров. Для участников боя он невидим, но веление его неотвратимо, как судьба.
Авторами описанных скульптур храма Зевса в Олимпии в течение долгого времени считались, на основании данных, сообщаемых Павсанием, скульпторы Алкамен и Пэоний, уроженец фракийской Менды. Современная критика имеет полное основание сомневаться в правильности указаний Павсания. Более того, в настоящее время склонны приписать фронтоны не двум, а одному художнику, что вероятно, ибо как метопы, так и оба фронтона, несмотря на кажущееся несходство их общей концепции, овеяны одним и тем же духом подлинного величия и свободного, высокого мастерства.
Смотрите также
Герои и героика
Слова «герой», «героика», равно как и обобщающее понятие «миф», в нашем сознании
связаны преимущественно с Грецией. Но «герои» — не специфическая принадлежность
греческого мира. Они присутствуют ...
Крит в XIV—XIII вв. до н. э.
Развитие Критского государства под властью царей мифической династии Миносов
(можно думать, что имя Минос было на Крите таким же традиционным именем царя, как
имя Рамсес в Египте XIII—XI вв. до н. ...
Фессалия
Общественные отношения и государственное устройство Фессалии представляют особый
интерес, так как здесь до V в. до н. э. сохранился без больших изменений тот общественный
строй, который до некотор ...