Храм Зевса в Олимпии - Эпоха строгого стиля (480—450 гг. до н. э.) - Искусство Древней Греции - История Древней Греции - История

В 456 г. до н. э. закончена была постройка грандиозного дорийского храма Зевса в Олимпии, скульптурные украшения которого являются наиболее полным и всесторонним выражением искусства строгого стиля. Пo своей архитектуре храм Зевса ничем не отличался от архаических дорийских периптеров и был всецело связан со старой архитектурной традицией. Он был построен из известняка, но скульптурные украшения метоп и фронтонов, а также черепица крыши были из мрамора. Двенадцать метоп украшали две узкие стороны храма, две многофигурные композиции помещены были в его фронтонах.

Сюжет метоп посвящен мифам о Геракле. Двенадцать его канонических подвигов впервые сведены здесь в стройную систему и разбиты на двенадцать отдельных сцен. Разрозненные до того мифы превратились в поэму о жизни героя с ее борьбой, торжеством и тяжелыми минутами сомнений. В начале серии помещена была сцена убийства немейского льва, много раз трактовавшаяся в архаическом искусстве. В архаический период художники передавали борьбу героя, душащего льва голыми руками; мастер олимпийской метопы превратил этот миф в глубокую душевную драму. Тело чудовища лежит бездыханным, но попирающий его ногой Геракл, представленный совсем юным, вместо чувства торжества испытывает глубокую усталость тела и духа. Он как будто только теперь понял всю тяжесть предстоящего ему жизненного пути, и одни лишь ласковые уговоры Афины способны поднять его на новые подвиги. В других метопах Олимпийского храма скульптор больше придерживается художественной традиции и изображает самое действие. Такова сцена борьбы Геракла с критским быком, скомпонованная по диагонали в виде двух уравновешивающих друг друга и действующих в разных направлениях масс и сил, так что напряжение борьбы выявляется здесь с особой мощью.

Голова Атласа. Фрагмент метопы храма Зевса в Олимпии. Мрамор. 468—456 гг. до

Голова Атласа. Фрагмент метопы храма Зевса в Олимпии. Мрамор. 468—456 гг. до н. э.

Мастерство автора метоп в композиции и в передаче как напряженной борьбы, так и полных глубоких душевных переживаний внешне спокойных сцен развертывается во всю ширь в скульптурах фронтонов. Восточный фронтон заполнен композицией на тему о состязании Пелопса и Эномая. Эномай гордился конями, подаренными ему Аресом. Женихам своей дочери Гипподамии он предлагал вступить с собой в состязание на том условии, что жених увозил на своей колеснице невесту, Эномай же преследовал его и, настигнув, убивал. Он погубил многих славных героев, пока не явился Пелопс, обладатель коней Посейдона. В этом состязании Эномай погиб. Пелопс женился на Гипподамии, а Зевс разрушил молнией самый дом царя. В восточном фронтоне представлен полный внутреннего напряжения момент приготовления к состязанию. В центре — Зевс, незримо присутствующий между героями; обратясь в сторону Пелопса, он как бы предвещает ему победу. Слева от Зевса гордый и самоуверенный Эномай со своей женой Стеропой, справа — Пелопс и Гипподамия, погруженные в думы об ожидающей их судьбе. Далее идут готовые к бегу колесницы, окруженные служанками и конюхами. Среди них вещий старец из дома Эномая. Он один из всех присутствующих, благодаря дару провидения, знает о печальной судьбе, ожидающей царя. В горестном раздумье устремил он взор на своего господина, предчувствуя скорый страшный конец всего его рода и дома. Углы фронтонов заняты лежащими фигурами юношей, олицетворениями двух протекающих в Олимпии рек — Алфея и Кладея. Как посторонние зрители, с живым любопытством следят они за происходящим. Перед зрителем целая серия фигур, различных по характеру и положению и принимающих различное участие в развертывающейся драме.

В центре главные действующие лица, погруженные в противоречивые чувства, далее второстепенные участники и, наконец, фигуры, олицетворяющие местность. Действие еще не наступило, но исход его ясен. Это чисто полигнотовская концепция, выраженная в скульптурных образах.

Иной характер носит композиция западного фронтона. В ней царствует не внутренняя сосредоточенность перед событием, а само действие — развернувшаяся во всю ширь буйная схватка. Царь лапифов Пирифой пригласил к себе на свадьбу своих сородичей, диких кентавров. На пиру кентавры перепились и набросились на невесту и ее подруг. Разгорелась борьба между лапифами, возглавляемыми Пирифоем и его другом Тесеем, и нарушившими священные обычаи гостеприимства кентаврами. Бой идет по всей линии. Лапифы сражаются оружием, кентавры царапаются и кусаются. Борющиеся сцепились в группы, полные неистового движения. В углах опять лежащие фигуры зрителей. Две из них — старухи, вероятно матери кентавров, в ужасе взирающие на гибель своих сыновей. Но в схватку вступил Аполлон, светлый бог, неумолимо преследующий всякое беззаконие. Властно простер он свою карающую длань в сторону предводителя кентавров. Для участников боя он невидим, но веление его неотвратимо, как судьба.

Авторами описанных скульптур храма Зевса в Олимпии в течение долгого времени

Авторами описанных скульптур храма Зевса в Олимпии в течение долгого времени считались, на основании данных, сообщаемых Павсанием, скульпторы Алкамен и Пэоний, уроженец фракийской Менды. Современная критика имеет полное основание сомневаться в правильности указаний Павсания. Более того, в настоящее время склонны приписать фронтоны не двум, а одному художнику, что вероятно, ибо как метопы, так и оба фронтона, несмотря на кажущееся несходство их общей концепции, овеяны одним и тем же духом подлинного величия и свободного, высокого мастерства.

      Смотрите также

      Миф Платона об Атлантиде
      Рассказ Платона об Атлантиде содержится в двух его диалогах — «Тимей» и «Критий». Они получили название по главным участникам диалога — знаменитому философу-пифагорейцу Тимею и дальнему родственни ...

      Направление и основные этапы дорийского переселения
      Передовые отряды дорийских переселенцев, по-видимому, двинулись на юг морским путем. Усеянное островами Эгейское море не представляло особых препятствий для их передвижения, даже если учитывать пр ...

      29. Ганимед
      Ганимед, сын Троса, именем которого названа Троя, был самым прекрасным из когда-либо живших на земле юношей, и поэтому боги оказали ему честь быть виночерпием Зевса. Говорят также, что Зевс, возжела ...