Платон - Древнегреческая философия - История Древней Греции - История

Наиболее выдающимся из учеников Сократа был Платон (427—347 гг.) до н. э. Платон по своему происхождению принадлежал к высшей афинской аристократии. Он готовил себя к поэтической деятельности, в молодости написал несколько произведений, но затем увлекся модной в ту пору философией, стал учеником Сократа и создал философскую школу, которая называлась академической (по имени сада в Афинах, посвященного герою Академу).

Философию Платона мы знаем очень хорошо, так как до нас дошли все его произведения. Платон исходит из сократовских положений о существовании объективной истины и объективного добра. Каково же их содержание? В философии Платона надо различать две стороны: 1) его метафизику, учение о бытии и 2) его социально-политические взгляды.

Мировоззрение Платона называется объективным идеализмом. Это слово происходит от введенного Платоном философского понятия идеи. По Платону, сущностью мира являются идеи. Что такое идея? Это есть не что иное, как объективно существующее общее понятие. Возьмем, например, общее понятие «человек». Это есть совокупность определенных основных признаков, существующих в тех или других конкретных людях. Платон отрывает эти признаки от их конкретных носителей и наделяет их реальным существованием в качестве идеи человека. Идей столько же, сколько общих понятий. Платон помещает их в особом «умопостигаемом» мире, который познается только интуицией, созерцанием.

Этот мир находится где-то за гранью неподвижных звезд. Там обитают идеи — вечные, прекрасные, нематериальные прототипы всех вещей. Они находятся в известном соподчинении по отношению друг к другу, стоят на ступенях иерархической лестницы таким образом, что идеи более простые, идеи более грубых вещей подчинены идеям более высоким. Над всеми идеями господствует верховная идея — идея «истины, добра и красоты». Какое отношение имеет земной, материальный мир к миру идей?

Платон глубоко презирал материю. Он называл материю «несуществующей». Это было развитием пифагорейских взглядов: материя есть нечто косное, грубое, аморфное, нечто, не имеющее определенного образа. Только идеи могут формировать материю. Поэтому если реальный мир вещей существует, то только потому, что в нем отражены идеи. Необходимо подчеркнуть, что Платон учил об отдельном, абсолютно обособленном существовании идей: идеи живут не в вещах, но отдельно от них, в сверхчувственном, непространственном мире. В вещах находятся только слабые отпечатки, несовершенные отблески идей. Мировоззрение Платона проникнуто глубоким презрением к материальному миру.

Но каким образом люди, эти несовершенные существа, приходят к знанию идей, как вообще происходит человеческое познание? Для ответа на этот вопрос Платон строит свою теорию знания как воспоминания.

Душа человека одной своей частью (разумом) подобна идеям. Поэтому до своего вселения в тело она находится на грани между миром чувственным и умопостигаемым. Души живут на звездах, и оттуда они созерцают идеи. Это созерцание наполняет их восторгом и блаженством, потому что мир, который они созерцают, — мир прекрасный.

Затем наступает для каждой души час вселения в тело. Душа вселяется в темницу. Платон понимал тело как темницу души, и понятно, что душа забывает о том прекрасном мире, который она когда-то созерцала. Но на земле она встречает предметы, которые ей напоминают то, что она созерцала в умопостигаемом мире. Человек видит шар. На земле нет идеального шара, в реальном шаре только отражается его идея. Всякий земной шар есть нечто грубое, приближенное, но все-таки в нем есть отпечаток идеи. И вот по поводу этого несовершенного отпечатка идеи душа вспоминает о том идеальном шаре, который она когда-то созерцала.

Таким путем Платон пытался, в частности, объяснить правомерность математики. Он сам был крупным знатоком математики. Но для его философии возникала проблема: откуда берется у человека представление об идеальных треугольниках, кругах, шарах? Раз математика точная наука, то она, очевидно, имеет дело с идеальными понятиями, а не с грубыми, материальными воплощениями кругов, линий и точек в материи. Таким путем Платон пришел к своей теории, что люди, видя конкретные предметы на земле, по поводу них вспоминают о тех идеях, которые видели в умопостигаемом мире.

Очевидно, что если по Платону существует такая резкая разница между умопостигаемым миром, между миром добра, истины и красоты, и грубым реальным миром материальных вещей, то может быть только одна норма человеческого поведения, у человека может быть только одна единственная задача — готовиться всю жизнь к тому, чтобы снова вступить в царство идей. Вся жизнь человека должна быть проникнута эросом, т. е. страстной любовью к миру идей. Отсюда происходит знаменитое, столь вульгаризированное понятие «платоническая любовь», любовь к идее.

Однако не всегда человек, умирая, вновь возвращается на звезды, откуда он может созерцать царство идей. Платон учил о переселении душ. Он учил о том, что, в зависимости от того, как человек себя ведет на земле, его душа получает соответствующее воздаяние: если человек всю жизнь страстно стремился к идее, отвращался от грубого, материального, чувственного мира, то после смерти его душа снова возвращается на звезды и оттуда созерцает мир идей; если же человек вел себя плохо, стремился к чувственным наслаждениям, то после смерти душа его может быть вселена по воле божества в какое-нибудь животное, например в свинью, пчелу, муравья, и может пройти целый круг таких превращений, пока она не очистится, не искупит свои пороки и не вернется в блаженное царство идей.

Из этого очень краткого очерка ясна глубокая идеалистичность всей философии Платона: резкое обособление двух миров, презрение к материальному миру, отрицание прав тела, отрицание реальной жизни. И неслучайно христианство опиралось на платонизм как на одну из своих важнейших философских основ. Правда, платонизм был положен в основу христианством не столько в форме учения собственно Платона (платоновское учение было слишком абстрактным для христианства), сколько в форме неоплатонизма, учения позднейших последователей Платона.

Философия Платона отражает мировоззрение умирающих групп античной аристократии,

Философия Платона отражает мировоззрение умирающих групп античной аристократии, которая была реакционна и раньше и стала тем более реакционной в период общего краха античного общества. Отход от мира, отрицание реальной жизни отражают тот глубокий кризис, в который вступило античное общество.

Остановимся еще на учении Платона о государстве.

Как известно, Платон был одним из первых создателей идеальной картины человеческого общества и государства.

В соответствии с тем, что вся человеческая жизнь должна быть посвящена служению идеям и стремлению к ним, Платон определял и задачи государства: оно должно ставить своей целью воспитывать людей в духе идей, т. е. подготовлять людей к восприятию идей, к соединению с царством идей.

Для того чтобы эту задачу выполнить наиболее совершенным образом, государство, по мнению Платона, должно делить людей на три класса: ремесленников, воинов и правителей. Ремесленники состоят из ремесленников в собственном смысле слова, земледельцев и купцов. Воины включают в себя и чиновников — это те, которые непосредственно администрируют и защищают государство. Что же касается правителей, то ими, по мнению Платона, должны быть философы, ибо только они способны управлять государством надлежащим образом. Ремесленники обязаны трудиться и доставлять материальные средства для всего государства. Их добродетель —умеренность и послушание двум высшим сословиям. Стражи, т. е. философы и воины, не трудятся, они только управляют государством. Для того чтобы они могли наиболее совершенно управлять государством, Платон считает необходимым разгрузить их от всяких материальных забот, поэтому все нужное для жизни им доставляет низшее сословие.

Мало того: чтобы освободить воинов и правителей от всего материального, Платон освобождает их и от частной собственности и от семьи. «Прежде всего, — пишет Платон в своем «Государстве», — никто из них не должен иметь никакой частной собственности кроме самого необходимого; затем ни у кого из них не должно быть никакого жилья или кладовой, в которую не мог бы войти всякий желающий. Все необходимое, в чем нуждаются храбрые и умеренные воины, они должны получать от других граждан по порядку в виде вознаграждения за службу в таком количестве, чтобы не испытывать нужду, но чтобы также ничего не оставалось на будущее. Обедая товариществами, они должны жить вместе, как воины в походе. Относительно золота и серебра нужно говорить им, что у них всегда в душе божественное золото и что в человеческом они не нуждаются. Не следует им приобретением этого человеческого золота осквернять приобретение небесного». Что же касается ремесленников, то в государстве Платона они живут на основе частной собственности, потому что перед ними не стоят те высокие задачи, от которых она могла бы их отвлечь. Потребительский коммунизм, который Платон устанавливал для двух высших сословий, будучи последовательно развит, заставляет его выдвинуть тезис об общности жен. «Все жены, — говорит Платон, — должны быть общими у всех мужей, и ни одна не должна жить с кемнибудь отдельно. Также дети у всех общие, и ни родители не знают детей, ни дети родителей». Государство регулирует браки, преследуя здесь евгенические цели. Больные или слабые дети уничтожаются, а здоровые передаются в воспитательные дома. «Там станут заботиться о питании младенцев, — говорит Платон, — для чего будут приводить в воспитательные дома матерей, изобилующих молоком, но при этом нужно стараться, чтобы ни одна из них не узнала своего ребенка. Если же матерей окажется недостаточно, будут брать других женщин, имеющих молоко».

В длительном процессе воспитания и обучения все подвергаются трем испытаниям: в 20, 30 и 50 лет. Только выдержавшие все три экзамена становятся правителями, остальные зачисляются на различные должности военного сословия.

Не без основания считают, что в утопии Платона мы находим не что иное, как идеализированный спартанский строй.

Античная мысль билась над проблемой выхода из наступившего в IV в. до н. э. кризиса. Платон видит такой выход в возврате к прежнему, в восстановлении старого полиса в его наиболее чистой спартанской форме. Ремесленники Платона — это рабы, а стражи — рабовладельцы, у которых уравнительность, необходимая для подчинения рабов, доведена до логического конца.

Нечего доказывать, что идеальный строй Платона — строй реакционный. Философ звал античное общество назад. Модернизаторы объявляют Платона коммунистом. Hо, во-первых, «коммунизм» Платона только потребительский, а во-вторых, — это «коммунизм» маленькой правящей группы, не распространяющийся на все общество.

Идеал Платона есть не что иное, как идеализированная рабовладельческая общинно-государственная собственность.

      Смотрите также

      Портретная скульптура
      История греческого портрета берет начало еще в поздней архаике. В V в. до н. э. параллельно развивались идеализованный, типовой портрет и портрет, в котором художник стремился к передаче индивидуа ...

      Эгейский мир в  III—II тысячелетиях до н.э.
      До 70-х гг. XIX в. историю Древней Греции обычно начинали с так называемого «гомеровского» периода, т. е. с периода, нашедшего свое отражение в «Илиаде» и «Одиссее». Тогда считали, что в обеих поэ ...

      Троя и троянская воина
      Троя — ведь это не двое, не трое. Это пчелиный сцепившийся рой, Занятый странной смертельной игрою Прямо под Идой, священной горой. Наше бессмертие — только лишь слово. Троя и в этом великий прим ...