Мирон - Эпоха строгого стиля (480—450 гг. до н. э.) - Искусство Древней Греции - История Древней Греции - История

Мирон, родом из пограничного с Беотией города Элевфер, был старшим из трех наиболее прославленных скульпторов V в. до н. э. (Мирон, Фидий, Поликлет).

Расцвет его деятельности приходится на вторую четверть века. Он работал преимущественно в бронзе, но также в мраморе и дереве и, кроме того, был торевтом. Им были выполнены отдельные статуи и группы богов, героев, победителей на играх, а также знаменитые в древности статуи животных. Из всех его произведений дошли в засвидетельствованных копиях только два — статуя дискобола и стоявшая на афинском акрополе группа Афины и Марсия.

Мирон славился умением изображать мимолетные, быстрые движения. В своей статуе дискобола (метателя диска) скульптор схватил один из моментов сложного движения атлета при метании диска и запечатлел такую позу, в которой человек не может находиться больше одного мгновения. Зритель сам дополняет последующие движения атлета, глядя на изображение его напрягшейся фигуры. Мирон наполнил ее огромной потенциальной энергией, сообщив ей при этом почти геометрическую ясность.

Другая работа Мирона показывает его как мастера тонкой характеристики. Это группа Афины и Марсия, дошедшая до нас в мраморных копиях. Сюжет группы заключается в следующем. Афина изобрела новый музыкальный инструмент — флейту, но, убедившись в том, что игра на нем сопряжена с искажением лица, отказалась от инструмента и презрительно отбросила его от себя. В этот момент, привлеченный неслыханными звуками, к Афине подскочил силен Марсий, дикий лесной демон, и хотел подобрать флейту. Но Афина повелительно обратилась лицом к силену, и тот отпрянул от соблазнявшей его добычи. Группа построена на противопоставлении двух отличных друг от друга натур. Спокойное презрение и сознание высшей силы — с одной стороны, беспорядочная растерянность, страх и жгучее желание некультурного, дикого существа — с другой.

Может быть, Мирону, смелому новатору с ярко выраженной тенденцией к реализму, принадлежит и дошедшая до нас в переработке эллинистической эпохи статуя пьяной старухи, обнимающей сосуд с вином.

      Смотрите также

      Гера
      Страшен богов без меры Гнев и зоркая сила, Но меж бессмертных Геры Небо грозней не носило. Иннокентий Анненский Гера, сестра Зевса, вызволенная вместе с братьями из чрева Крона, стала его супругой ...

      «Аттиды»
      До сих пор речь шла о таких исторических трудах, которые посвящены более или менее крупным отделам греческой истории до эпохи эллинизма. Одновременно у греков развивалась локальная историография о ...

      Раскопки в Спарте
      Городище и некрополь этого важнейшего центра Древней Греции археологически исследованы совершенно недостаточно (раскопки производились только в 1906—1910 и в 1924—1927 гг.). Интенсивная застройка ...