Мирон - Эпоха строгого стиля (480—450 гг. до н. э.) - Искусство Древней Греции - История Древней Греции - История

Мирон, родом из пограничного с Беотией города Элевфер, был старшим из трех наиболее прославленных скульпторов V в. до н. э. (Мирон, Фидий, Поликлет).

Расцвет его деятельности приходится на вторую четверть века. Он работал преимущественно в бронзе, но также в мраморе и дереве и, кроме того, был торевтом. Им были выполнены отдельные статуи и группы богов, героев, победителей на играх, а также знаменитые в древности статуи животных. Из всех его произведений дошли в засвидетельствованных копиях только два — статуя дискобола и стоявшая на афинском акрополе группа Афины и Марсия.

Мирон славился умением изображать мимолетные, быстрые движения. В своей статуе дискобола (метателя диска) скульптор схватил один из моментов сложного движения атлета при метании диска и запечатлел такую позу, в которой человек не может находиться больше одного мгновения. Зритель сам дополняет последующие движения атлета, глядя на изображение его напрягшейся фигуры. Мирон наполнил ее огромной потенциальной энергией, сообщив ей при этом почти геометрическую ясность.

Другая работа Мирона показывает его как мастера тонкой характеристики. Это группа Афины и Марсия, дошедшая до нас в мраморных копиях. Сюжет группы заключается в следующем. Афина изобрела новый музыкальный инструмент — флейту, но, убедившись в том, что игра на нем сопряжена с искажением лица, отказалась от инструмента и презрительно отбросила его от себя. В этот момент, привлеченный неслыханными звуками, к Афине подскочил силен Марсий, дикий лесной демон, и хотел подобрать флейту. Но Афина повелительно обратилась лицом к силену, и тот отпрянул от соблазнявшей его добычи. Группа построена на противопоставлении двух отличных друг от друга натур. Спокойное презрение и сознание высшей силы — с одной стороны, беспорядочная растерянность, страх и жгучее желание некультурного, дикого существа — с другой.

Может быть, Мирону, смелому новатору с ярко выраженной тенденцией к реализму, принадлежит и дошедшая до нас в переработке эллинистической эпохи статуя пьяной старухи, обнимающей сосуд с вином.

      Смотрите также

      Эриманфский вепрь
      Оправившись от ярости, вызванной выполнением невыполнимого, Эврисфей приказал Гераклу привести живым чудовищного вепря, обитавшего на горе Эриманф в той же Аркадии. По следам, оставленным на деревь ...

      Операционные риски
      Проблема риска и дохода является одной из клю­чевых концепций в финансовой и производственной дея­тельности субъектов рыночных отношений. Опасность потерь, вытекающая из специфики хозяйстве ...

      116. Ифигения в Тавриде
      Все еще преследуемый эриниями, оставшимися глухими к красноречию Афины, отчаявшийся Орест отправился в Дельфы, где распростерся на полу храма и произнес, что лишит себя жизни, если Аполлон не спасет ...