Архитектура - Эпоха Фидия (450—400 гг. до н. э.) - Искусство Древней Греции - История Древней Греции - История

Расцвет афинской демократии в V в. до н. э. и первенствующее положение, занятое Афинами, ярко отразились в их строительной деятельности. Столица эллинского мира украсилась рядом прекрасных зданий, служивших образцами для архитекторов, работавших в других греческих полисах, и в этом смысле оказала сильное влияние на общее развитие эллинской архитектуры. В глазах потомства архитектурный ансамбль афинского акрополя остался непревзойденным образцом античного строительного искусства.

После ухода персов Афины представляли груду развалин и отстроить город заново было насущной необходимостью. Еще при Кимоне город украсился рядом новых строений, но только после возвышения Перикла и после перенесения кассы Афинского морского союза в Афины государство полностью развернуло свою деятельность по реконструкции столицы. В течение 30 лет правления Перикла была задумана и частично выполнена колоссальная строительная программа. Эта программа состояла из трех частей.

Первым крупным строительным предприятием Перикла была постройка так называемых Длинных стен, соединивших Афины с Пиреем и завершивших систему обороны столицы и ее гавани против внешних врагов. Вслед за тем, вероятно около 450 г. до н. э., проведена была полная реконструкция Пирея по проекту, разработанному архитектором Гипподамом из Милета — первым, насколько известно, пропагандистом идеи планового строительства городов. В начале 40-х гг. приступлено было к полной перепланировке акрополя, производившейся несколькими архитекторами под общим руководством Фидия.

Скала акрополя представляет естественную возвышенность (около 150 м над уровнем моря), расположенную в середине Аттической долины и имеющую неправильную продолговатую форму. Бока ее обрывисты и неприступны со всех сторон, кроме западной.

Еще в микенскую эпоху акрополь был центром города и его крепостью. Здесь же сосредоточены были и древнейшие культы города. После завершения оборонительной системы города акрополь потерял свое военное значение, и возникла мысль превратить его в «скалу Афины» — культовую и показную часть города.

Реконструкция акрополя была задумана по единому плану, о котором мы можем только догадываться, так как его полному осуществлению помешала Пелопоннесская война. Но и того, что имеется налицо, достаточно, чтобы причислить афинский акрополь к прекраснейшим архитектурным ансамблям, когда-либо созданным человеком. В 448 г. до н. э. было начато и в 432 г. до н. э. закончено строительство главного храма Афины-Девы, Парфенона. В 438 г. до н. э. приступлено было к постройке Пропилей — парадных ворот при входе на Акрополь. Примерно к 420 г. до н. э. относится постройка маленького храма Афины-Ники, а между 420 и 406 гг. до н. э. построен у северного склона Акрополя Эрехтейон.



Фрагмент северной колоннады Парфенона


Фрагмент северной колоннады Парфенона

Пропилеи, через которые вела дорога священных процессий, ориентированы на большую площадь, расположенную между Парфеноном и Эрехтейоном, на которой возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины-Промахос (Предводительницы в битве) работы Фидия. Размеры статуи, которая, до известной степени, представляла композиционный центр всего комплекса акрополя, были так велики, что блеск ее копья и шлема был виден далеко за пределами города. Мимо статуи Афины вела обрамленная статуями и стелами дорога процессий; она проходила между Парфеноном и Эрехтейоном и как бы делила весь акрополь на две части: северную и южную. К краям скалы примыкали небольшие, огражденные стенами святилища и другие сооружения, как бы замыкавшие всю панораму.

Над всем комплексом крупных и мелких сооружений акрополя царил Парфенон. Построенный на самой высокой части холма, близ южного его обрывистого ската, Парфенон был виден отовсюду и, как бы вырастая из скалы, образовывал ее естественное завершение. В этом удивительно удачном выборе места для главного храма, в согласовании форм Парфенона с формой его подножия — акропольской скалы и с характером ландшафта всей Аттической равнины, наконец, в сознательном подчинении остальных строений акрополя главному зданию, чувствуется гениальный замысел художника, который сумел широко подойти к своей задаче и осуществить мечту целого народа, выношенную многими поколениями. Акрополь был центром Афин еще в микенскую эпоху.

Парфенон был возведен целиком, вплоть до черепиц крыши, из пентелийского мрамора. Постройка его была закончена в 16 лет и превзошла своим великолепием все другие храмы Эллады. Архитекторами его античная традиция называет Иктина и Калликрата, но общее руководство и здесь, как и в других постройках Перикла, принадлежало Фидию.

Парфенон — дорийский перистильный храм, возвышающийся на трехступенчатом стилобате. Отклонение его от нормального плана дорийского храма идет в двух направлениях. Во-первых, поражает значительная ширина целлы по отношению к ее длине и соответственное увеличение числа колонн на фасадах храма до восьми вместо обычных шести. Во-вторых, привлекает к себе внимание ряд ионизмов, имевших место в этом дорийском храме; ионийские колонны в западной части целлы и ионийский фриз вокруг целлы, т. е. смешение в одном здании двух стилей, дорийского и ионийского. Целла Парфенона разделена глухой стеной на две неравные части — восточную и западную; перед каждой из них имеется наружный портик с антами и шестью колоннами, сообщающийся с прилегающей к нему частью целлы посредством большой двери. Западная половина целлы не имела культового назначения и служила главным образом сокровищницей. В восточной же половине целлы стояла окруженная с трех сторон двухъярусной колоннадой культовая статуя Афины-Девы, необычайная как по своему материалу (золоту и слоновой кости), так и по своим размерам: высота ее равнялась приблизительно 12 м, а ширина ее вделанного в пол мраморного пьедестала составляла свыше 8 м. Чтобы вместить в себе такую колоссальную статую, необходимо было раздвинуть стены целлы, что, в свою очередь, повело к увеличению числа колонн на фасадах здания и повлияло на все его пропорции. Таким образом, план всего Парфенона имеет исходной точкой статую Афины и в этом смысле представляет удивительное по своей строгой логике единое целое.

Статуя Афины была не только формальным, но и идейным центром всей композиции храма, что ярко подчеркивалось скульптурным его оформлением — метопами, двумя фронтонными композициями и скульптурным фризом. Все эти скульптурные украшения имеют темой прославление Афины и народа, которому она покровительствует. Но дорийский храм не знает сплошного скульптурного фриза. Чтобы прибавить фриз к метопам и фронтонам, архитекторы Парфенона трактовали антаблемент портиков целлы как антаблемент ионийский и украсили его скульптурным фризом, продолженным и на боковые стороны целлы таким образом, чтобы он огибал целлу одной сплошной лентой. Трудное сочетание двух ордеров в одном здании прекрасно удалось создателям Парфенона, сумевшим придать храму простоту и величие, свойственные дорийскому ордеру, гармонически соединить их с легкостью и нарядностью внутренней отделки, присущих ордеру ионийскому.

Обычай украшать вход в святилища и дворцы парадными воротами существовал в Греции уже в микенскую эпоху. Пропилеи, построенные архитектором Мнесиклом, заменили собой прежнее сооружение того же типа, но старые, простые формы VI в. до н. э. были развиты в великолепный архитектурный ансамбль.

Пропилеи, построенные целиком из пентелийского мрамора, возвышаются на единственно доступном для восхождения западном склоне акрополя, в том месте, где была его оборонительная стена. Стены акрополя проходят здесь не по краю верхнего плато холма, а несколько ниже, так что здание Пропилей приходилось строить на откосе. Мнесикл разрешил эту задачу следующим образом. Центральную часть Пропилей составляет прорезанная пятью входами широкая стена, замыкающая вход на Акрополь. Перед этой стеной и позади нее находятся две террасы с портиками, внешняя и внутренняя, расположенные на различных уровнях (около 2 м разницы) и соединенные друг с другом ступеньками. Фасады обоих портиков были идентичны и состояли из шести дорийских колонн и венчающего их фронтона. Колонны внешнего портика стояли на трехступенчатом стилобате, но между средними колоннами пролегала широкая дорога, которая, равномерно идя в гору, проходила в прямом направлении через Пропилеи и непосредственно соединяла акрополь с городом. Внутренняя отделка портиков отличалась великолепием. Потолок внешнего портика поддерживался ионийскими колоннами и состоял из мраморных балок и кессонов, украшенных золотыми звездами. Из запроектированных Мнесиклом внешних пристроек Пропилеи полностью осуществлена была лишь северо-западная, конструктивно связанная с внешним портиком ворот; она, вероятно, служила картинной галереей. На южной стороне ей должна была соответствовать аналогичная пристройка, осуществленная, однако, лишь в сильно урезанном виде. Большие залы, которые должны были примыкать к Пропилеям с северо- и юго-востока, остались только в проекте.


Еще до начала работ над Пропилеями архитектору Каллистрату поручено было построить

Еще до начала работ над Пропилеями архитектору Каллистрату поручено было построить храм Афины-Ники на выступе скалы Акрополя, непосредственно примыкающем к Пропилеям с юга. Сооружение храма на этой площадке было несовместимо с выполнением всего проекта Пропилеи, и Мнесиклу, как автору гражданского здания, пришлось уступить перед соображениями религиозного характера и урезать свой первоначальный план. Выдержанный в аттико-ионийском стиле, маленький и изящный мраморный храмик Ники прилепился на искусственно укрепленном бастионе, над самой кручей акропольской стены.

Четвертое здание архитектурного ансамбля, Эрехтейон — небольшой храм тоже аттико-ионийского стиля, находился у северной стены Акрополя. Место это чрезвычайно неудобно для строительства, так как рельеф здесь имеет резкий уклон с востока на запад и с севера на юг. Причина выбора именно этого места заключается в том, что здесь сосредоточены были древнейшие культы Афин, объединить которые в одном здании и было назначением Эрехтейона. Отсюда и его своеобразие и сложность.

Главная часть здания представляет в плане прямоугольник, узкие стороны которого обращены на запад и восток. С востока, севера и юга к ней пристроены были портики, а перед западным фасадом находился дворик. Здание разделено глухой стеной на две неравные половины, расположенные на различном уровне. Восточная половина была посвящена культу Афины-Полиады («Покровительницы полиса»), средоточием которого была деревянная статуя богини (Палладий), по преданию, упавшая с неба. Западная половина храма также была разделена невысокой стенкой на две части. Часть, непосредственно примыкавшая к храму Афины-Полиады, была посвящена Эрехтею — легендарному царю Афин, впоследствии отождествленному с Посейдоном. Под полом целлы Эрехтейона имелось подземелье, в котором находилось так называемое Эрехтеево море — источник соленой воды, по преданию, открытый Посейдоном во время спора его с Афиной из-за господства над Аттикой. В том же подземелье обитал огромный змей, олицетворявший Эрихтония, сына Земли, мифического царя Афин, учредителя культа Афины-Полиады, считавшегося добрым гением афинского народа. Дворик представлял святилище Кекропа, сына Земли, первого мифического царя Афин, и одной из его дочерей—Пандросы—богини плодородия. Здесь показывали могилу Кекропа, а также священную маслину, сотворенную Афиной во время ее спора с Посейдоном.

Внешнее архитектурное оформление всего храма представляло большие трудности, вследствие различного уровня западной и восточной части здания. Эрехтейон был трактован как целла храма с двумя фасадами на узких сторонах. На востоке был устроен открытый портик с антами и шестью колоннами. На западе тоже имелись анты и четыре заделанные в стены колонны; они, однако, стояли не на стилобате, а на уступе стены, высота которой соответствовала разнице уровня обеих частей здания. При таком решении вопроса разница в высоте колонн восточного и западного фасадов была не слишком заметна, и здание могло получить общую крышу и единый фриз, огибающий его со всех сторон.

Поразительно изящество внешней отделки Эрехтейона. Двери его северного портика и окна восточного фасада имеют первые в античной архитектуре мраморные обрамления, орнаменты которых выполнены с удивительной тонкостью и четкостью. То же можно сказать и о базах и капителях колонн. Южный портик имеет совершенно своеобразную конструкцию. Колонны заменены здесь фигурами девушек, несущих на голове антаблемент портика. Это так называемый портик кариатид. В отличие от более древних аналогичных фигур, кариатиды Эрехтейона не стоят на месте, будто придавленные тяжестью своей ноши, а несут ее без всяких усилий, ступая в такт, как канефоры в торжественных процессиях.



Строительная деятельность эпохи Перикла не ограничилась реконструкцией акрополя,

Строительная деятельность эпохи Перикла не ограничилась реконструкцией акрополя, а коснулась и нижней части города Афин, а также других городов Аттики. Влияние разработанных аттическими архитекторами новых архитектурных форм сказалось и далеко за пределами Аттики.

В мраморных дорийских храмах этой эпохи наблюдается склонность к большей стройности и легкости пропорций, а также к введению в дорийский ордер ионизмов. В построенном архитектором Парфенона, Иктином, храме Аполлона в Фигалии (Аркадия) впервые появляются колонны с коринфскими капителями, где основной орнамент состоит из листьев аканфа.

В ионийских храмах доминирует новая разновидность ионийского стиля, так называемый аттико-ионийский стиль, отличающийся от собственно ионийского несколько иной формой баз, каннелюр и капителей колонн.

К эпохе Перикла относятся и первые дошедшие до нас крупные здания для общественных собраний. Под восточным склоном акрополя, еще в начале правления Перикла, был построен большой концертный зал (Одеон). В Элевсине был запроектирован Иктионом великолепный мраморный телестерий (зал собрания для посвященных в мистерии).

      Смотрите также

      137. Гесиона
      Когда рабство Геракла у царицы Омфалы закончилось, он, уже не терзаемый безумием, вернулся в Тиринф и сразу же стал собираться в поход против Трои по следующим причинам. Он и Теламон (то ли по ...

      156. Медея в Коринфе
      Ясон сначала отправился в беотийский Орхомен, где повесил золотое руно в храме Зевса Лафистия; затем он причалил на «Арго» к берегу у коринфского Истма, где принес корабль в жертву Посейдону. b.&nb ...

      Хариты
      К орам близки по облику и предназначению хариты, но считались они дочерьми Зевса и Геры, Гелиоса и Эглы или, по более распространенной версии, океаниды Эвриномы. В Фигалии (Пелопоннес) в святилище ...