Живопись - Эпоха Фидия (450—400 гг. до н. э.) - Искусство Древней Греции - История Древней Греции - История

Эпоха Перикла имеет в истории античной живописи столь же крупное значение, как в истории других родов искусства, однако памятники живописи погибли и лишь скупые фактические данные и малонадежные литературные свидетельства сообщают о жизни и деятельности художников второй половины V в. до н. э. Даже вазовая живопись бессильна оказать существенную помощь, так как в ней по-прежнему имеет место одноцветный или полихромный рисунок, тогда как монументальная живопись переходит теперь к передаче светотени. Этот переход является крупнейшим событием в истории не только античного, но и мирового искусства, ибо он знаменует начало подлинной иллюзионистической живописи, на основе которой развилась живопись нового времени.

Монументальная живопись архаики и строгого стиля была лишь раскрашенным рисунком, другими словами, она передавала предметы в линиях и раскрашивала их в так называемые локальные тона, т. е. в те цвета, которые им свойственны от природы. Между тем в действительности наш глаз никогда не воспринимает цвета в отвлечении от света и тени. Освещение не только позволяет видеть предмет, но и непосредственно воздействует на производимое им красочное впечатление. Любой предмет, освещенный солнцем или другим источником света, кажется не просто окрашенным в свой естественный цвет, а состоящим из ряда пятен различных тонов и полутонов, расположение и цвет которых зависят от формы и цвета предмета и силы освещения. При перемене последнего меняется и расположение и цвет красочных пятен. Поэтому передача реальных зрительных впечатлений в красках неотделима от передачи светотени. Только при этом условии живопись может создать иллюзию действительности, раскрашенный же рисунок всегда будет означать некоторое от нее отвлечение, известную условность. Живописцы Древнего Востока и ранние греческие мастера не поднялись до осознания огромного значения светотени, и только в эпоху Перикла сделан был в этом отношении решающий шаг.

Четыре художника особенно прославились в последние три десятилетия V в. до н. э.: Аполлодор из Афин, Зевксис из южноиталийской Гераклеи, Агафарх из Самоса и Паррасий из Эфеса. Аполлодор получил прозвание «живописца теней», и, весьма вероятно, он и был основателем иллюзионистической живописи.

Вазописцы вплоть до начала Пелопоннесской войны еще идут вровень с общим развитием искусства и отражают в своих произведениях стиль Парфенона, но начиная с 20-х гг. V в. до н. э. наступает катастрофический упадок качества продукции аттических мастерских. Они начинают терять свою монополию на производство художественной керамики. В Южной Италии и в других областях античного мира нарождаются крупные центры, выпускающие собственную продукцию, которая успешно конкурирует с аттическими изделиями.

Надгробная стела девушки. Мрамор. Середина V в. до н. э.

Надгробная стела девушки. Мрамор. Середина V в. до н. э.

      Смотрите также

      Колонизация берегов Геллеспонта и Понта
      Одновременно или, может быть, несколько позднее колонизации запада Средиземноморья началось заселение фракийского побережья и берегов Геллеспонта. И здесь пионерами были халкидяне. Ими были заняты ...

      Мойры
      Скрыв под рекой самоцветной, под чистою влагой хрустальной От утомленных стихий ярость их древней борьбы, Ткут неподвижные парки, владычицы тьмы изначальной, Людям, титанам, богам — ткань непрелож ...

      Крепостная и дворцовая архитектура
      К XIV и XIII вв. до н. э. относятся и все известные нам памятники микенской крепостной и дворцовой архитектуры. Самое интересное сооружение этого типа — микенская крепость и дворец. Микенская креп ...