Живопись - Эпоха Фидия (450—400 гг. до н. э.) - Искусство Древней Греции - История Древней Греции - История

Эпоха Перикла имеет в истории античной живописи столь же крупное значение, как в истории других родов искусства, однако памятники живописи погибли и лишь скупые фактические данные и малонадежные литературные свидетельства сообщают о жизни и деятельности художников второй половины V в. до н. э. Даже вазовая живопись бессильна оказать существенную помощь, так как в ней по-прежнему имеет место одноцветный или полихромный рисунок, тогда как монументальная живопись переходит теперь к передаче светотени. Этот переход является крупнейшим событием в истории не только античного, но и мирового искусства, ибо он знаменует начало подлинной иллюзионистической живописи, на основе которой развилась живопись нового времени.

Монументальная живопись архаики и строгого стиля была лишь раскрашенным рисунком, другими словами, она передавала предметы в линиях и раскрашивала их в так называемые локальные тона, т. е. в те цвета, которые им свойственны от природы. Между тем в действительности наш глаз никогда не воспринимает цвета в отвлечении от света и тени. Освещение не только позволяет видеть предмет, но и непосредственно воздействует на производимое им красочное впечатление. Любой предмет, освещенный солнцем или другим источником света, кажется не просто окрашенным в свой естественный цвет, а состоящим из ряда пятен различных тонов и полутонов, расположение и цвет которых зависят от формы и цвета предмета и силы освещения. При перемене последнего меняется и расположение и цвет красочных пятен. Поэтому передача реальных зрительных впечатлений в красках неотделима от передачи светотени. Только при этом условии живопись может создать иллюзию действительности, раскрашенный же рисунок всегда будет означать некоторое от нее отвлечение, известную условность. Живописцы Древнего Востока и ранние греческие мастера не поднялись до осознания огромного значения светотени, и только в эпоху Перикла сделан был в этом отношении решающий шаг.

Четыре художника особенно прославились в последние три десятилетия V в. до н. э.: Аполлодор из Афин, Зевксис из южноиталийской Гераклеи, Агафарх из Самоса и Паррасий из Эфеса. Аполлодор получил прозвание «живописца теней», и, весьма вероятно, он и был основателем иллюзионистической живописи.

Вазописцы вплоть до начала Пелопоннесской войны еще идут вровень с общим развитием искусства и отражают в своих произведениях стиль Парфенона, но начиная с 20-х гг. V в. до н. э. наступает катастрофический упадок качества продукции аттических мастерских. Они начинают терять свою монополию на производство художественной керамики. В Южной Италии и в других областях античного мира нарождаются крупные центры, выпускающие собственную продукцию, которая успешно конкурирует с аттическими изделиями.

Надгробная стела девушки. Мрамор. Середина V в. до н. э.

Надгробная стела девушки. Мрамор. Середина V в. до н. э.

      Смотрите также

      Коринфский конгресс
      Ближайшей задачей Филиппа после победы при Херонее было утверждение македонской гегемонии над Грецией. В 337 г. до н. э. он призвал делегатов от всех греческих полисов в Коринф на «общее собрание» ...

      Мелкое и среднее землевладение
      Во всех греческих городах-государствах сельскому хозяйству придавалось большое значение. В тех полисах, где у власти стояли олигархи и широкие круги свободного населения были ограничены в правах, ...

      Орест и Ифигения
      К чему холодные сомненья? Я верю, здесь был грозный храм, Где крови жаждущим богам Дымились жертвоприношенья. Александр Пушкин Убийцы не остались неотмщенными. Мстителем стал сын Агамемнона Орест. ...