Портретная скульптура - Искусство IV в. до н. э. - Искусство Древней Греции - История Древней Греции - История
История греческого портрета берет начало еще в поздней архаике. В V в. до н. э. параллельно развивались идеализованный, типовой портрет и портрет, в котором художник стремился к передаче индивидуального образа изображаемого лица. Но сторонники обоих этих направлений заботились больше о форме, чем о психологической характеристике. В конце V в. до н. э. в лице Димитрия из Алопеки портретное искусство обретает мастера, интересовавшегося главным образом физиономическими особенностями своих моделей, но без глубокого проникновения в их душевный склад. В IV в. до н. э., в связи с общей тенденцией к индивидуализму и с пробудившимся интересом к личности, как таковой, быстро развивается портрет как отдельная отрасль скульптуры, и появляются мастера, работающие если не исключительно, то преимущественно в данной области. Исполнялись портреты не только живых лиц, но и давно умерших: философов, поэтов, политических деятелей. Так, в 30-х гг. IV в. до н. э. в театре Диониса в Афинах воздвигнуты были статуи великих трагиков. Мастера работали не с натуры и стремились к созданию образа, отвечающего общему представлению о данной личности, с ее типичными психологическими особенностями. В портретной пластике IV в. сосуществовало несколько направлений. В эпоху Лисиппа определенное преобладание получило направление, стремившееся к углубленной передаче психики изображаемых лиц и их острой индивидуальной характеристике, без отказа, однако, от классических принципов формального построения головы. Эти свойства нашли свое отражение в портрете Александра, найденном в Пергаме и, по всей вероятности, восходящем к оригиналу работы Лисиппа. Александр представлен здесь не в виде героя древней мифологии, или в бесстрастно-объективной манере, как его иногда изображали другие мастера. Лисипп дал образ человека — героя своего времени, борющегося, страдающего и раздираемого внутренними противоречиями.
Смотрите также
Дорийский архитектурный стиль
История дорийского храма начинается с трех построек, относящихся примерно к середине
VII в. до н. э., — это храм Геры в Тиринфе, второй храм Артемиды в Спарте и храм
в Орхомене. Все эти здания в с ...
Фессалия
Общественные отношения и государственное устройство Фессалии представляют особый
интерес, так как здесь до V в. до н. э. сохранился без больших изменений тот общественный
строй, который до некотор ...
Нереиды
В греческой мифологии наибольшее значение имел Нерей. Недаром в отличие от Главка
и Протея, не получивших постоянных мест обитания, и даже своего брата Форкиса, любившего
устраиваться на песчаном ...