«Псевдоксенофонтова полития» - Литературные источники - Источниковедение - История Древней Греции - История

Внутренняя борьба в Афинах обострилась особенно после смерти Перикла, во время Пелопоннесской войны. Любопытным памятником уже не исторической, а публицистической литературы этого периода является так называемая «Псевдоксенофонтова Афинская полития». Такое название это произведение получило потому, что оно сохранилось среди произведений писателя IV в. до н. э. Ксенофонта, однако ни по содержанию, ни по стилю, ни по воззрениям, отраженным в трактате, оно не походит на произведения Ксенофонта и не может поэтому считаться его произведением.

Это — анонимное произведение, появившееся, по всей вероятности, в начале Пелопоннесской войны. Автор его — афинянин, противник демократии и сторонник олигархических порядков. С первых же слов он определяет свое отношение к афинской демократии, указывая, что он не одобряет афонского политического строя, так как этот строй не защищает интересов аристократии. Автор считает, что афинский демос со своей точки зрения последователен, и дает подробную характеристику политической жизни Афин с позиций непримиримого аристократа. Симпатии автора целиком на стороне Спарты.

Недовольство аристократа-рабовладельца существовавшими в Афинах порядками особенно отчетливо выражено в следующих словах автора: «Очень велика в Афинах распущенность рабов и метеков, и нельзя тут побить раба, и он перед тобой не посторонится». Другое дело в Спарте: «В Лакедемоне, — говорит автор, — мой раб тебя боялся бы». Однако, несмотря на тенденциозность, для изучения социальной и политической жизни V в. до н. э. источник этот дает очень много. Это одно из немногих произведений античной публицистики, в котором ярко отразилась обстановка, насыщенная глубокими противоречиями и острой борьбой.

      Смотрите также

      129. Седьмой подвиг: Критский бык
      Эфрисфей приказал Гераклу совершить седьмой подвиг и поймать Критского быка, однако до сих пор нет ясности: был ли это бык, посланный Зевсом, чтобы похитить Европу, или тот, которого Минос не захоте ...

      Герой-бог ойкумены
      Древние вожди и цари уже при жизни удостаивались культа, продолжавшегося и после их смерти в местах их погребения. Но ни один из реально существовавших людей не оставил столько памятных мест, скол ...

      Внешняя политика Дария I. Скифский поход
      Внешняя политика Дария I, как и политика его предшественников, сводилась прежде всего к тому, чтобы путем новых завоеваний еще больше расширить и без того огромную территорию своего государства. З ...