«Псевдоксенофонтова полития» - Литературные источники - Источниковедение - История Древней Греции - История

Внутренняя борьба в Афинах обострилась особенно после смерти Перикла, во время Пелопоннесской войны. Любопытным памятником уже не исторической, а публицистической литературы этого периода является так называемая «Псевдоксенофонтова Афинская полития». Такое название это произведение получило потому, что оно сохранилось среди произведений писателя IV в. до н. э. Ксенофонта, однако ни по содержанию, ни по стилю, ни по воззрениям, отраженным в трактате, оно не походит на произведения Ксенофонта и не может поэтому считаться его произведением.

Это — анонимное произведение, появившееся, по всей вероятности, в начале Пелопоннесской войны. Автор его — афинянин, противник демократии и сторонник олигархических порядков. С первых же слов он определяет свое отношение к афинской демократии, указывая, что он не одобряет афонского политического строя, так как этот строй не защищает интересов аристократии. Автор считает, что афинский демос со своей точки зрения последователен, и дает подробную характеристику политической жизни Афин с позиций непримиримого аристократа. Симпатии автора целиком на стороне Спарты.

Недовольство аристократа-рабовладельца существовавшими в Афинах порядками особенно отчетливо выражено в следующих словах автора: «Очень велика в Афинах распущенность рабов и метеков, и нельзя тут побить раба, и он перед тобой не посторонится». Другое дело в Спарте: «В Лакедемоне, — говорит автор, — мой раб тебя боялся бы». Однако, несмотря на тенденциозность, для изучения социальной и политической жизни V в. до н. э. источник этот дает очень много. Это одно из немногих произведений античной публицистики, в котором ярко отразилась обстановка, насыщенная глубокими противоречиями и острой борьбой.

      Смотрите также

      Меропа
      Брат Темена Кресфонт, хитростью завладевший Мессенией, рисуется исторической традицией как справедливый, но политически не предусмотрительный правитель. Он ввел закон, уравнивавший в правах завоев ...

      Одиссей
      И не было странствиям нашим конца. Души друзей моих слились с уключинами и веслами, с неуловимым ликом, высеченным на носу корабля, с кругом руля, солеными брызгами. Один за другим покидали меня м ...

      105. Лай
      Лай, сын Лабдака, женился на Иокасте и правил Фивами. Опечаленный тем, что у него долгое время не было детей, он тайно обратился к Дельфийскому оракулу, который ответил, что его кажущееся несчастье ...