Платон - Литературные источники - Источниковедение - История Древней Греции - История

Современником Ксенофонта был другой ученик Сократа — Платон (427—347 гг. до н. э.), создатель идеалистической философской системы. Произведения Платона имеют значение не только для истории философии, но и для истории социально-политической. Свои взгляды на общество Платон изложил в ряде диалогов. В одном из них, носящем название «Государство», Платон начертал проект идеального, с его точки зрения, государства, в котором как основной принцип должна царить справедливость. В противоположность этому идеальному государству Платон считает существовавшие в его время формы государственного строя «ошибочными» и подробно разбирает эти формы, главным образом олигархию и демократию. Эти отделы диалога построены Платоном на основании конкретных данных, среди которых есть много ценных исторических указаний.

В другом диалоге, в «Законах», Платон стал на более реальную почву. Он имеет в виду не столько создать идеальное государство, сколько приноровиться к исторически сложившемуся государству посредством введения в него тех или иных относительных улучшений. В «Законах», наряду с теоретическими соображениями, еще больше конкретных данных, почерпнутых из окружавшей Платона действительности. Платон — убежденный противник рабовладельческой демократии, мировоззрение его носит крайне реакционный характер; поэтому его произведения дают хотя и яркую, но тенденциозную картину современной ему политической жизни. Платон, живший в период острой классовой борьбы в Афинах, считает, что демократия ведет государство к гибели; его политический идеал, весь его утопизм проникнуты аристократическим духом.

      Смотрите также

      Миф Платона об Атлантиде
      Рассказ Платона об Атлантиде содержится в двух его диалогах — «Тимей» и «Критий». Они получили название по главным участникам диалога — знаменитому философу-пифагорейцу Тимею и дальнему родственни ...

      Источники рабства
      Обычно рабы доставлялись в греческие государcтва издалека; развитие рабства с VII—VI вв. до н. э. во всех торгово-ремесленных полисах шло в основном по линии прямого внеэкономического принуждения ...

      47. Эрехфей и Эвмолп
      Царь Пандион умер от горя, когда узнал, что случилось с Прокной, Филомелой и Итисом. Все досталось в наследство его сыновьям-близнецам: Эрехфей стал царем Афин, а Бут стал жрецом Афины и Посейдона. ...