Раскопки в Спарте - Археологические памятники - Источниковедение - История Древней Греции - История

Городище и некрополь этого важнейшего центра Древней Греции археологически исследованы совершенно недостаточно (раскопки производились только в 1906—1910 и в 1924—1927 гг.). Интенсивная застройка территории древней Спарты в византийское время сильно затруднила изучение остатков более ранних эпох.

Из числа наиболее древних памятников известен храм Артемиды Орфии («Прямостоящей»), относящийся к IX—VI вв. до н. э. Это один из древнейших греческих храмов. От него сохранились только части южной и западной стен. Реконструкция внешнего вида этого храма поэтому в настоящее время невозможна. Однако скудость архитектурных остатков в данном случае компенсируется совершенно исключительными вещевыми находками. В этом отношении раскопки храма Артемиды Орфии дали больше, чем раскопки любого из других святилищ Древней Греции. Найденные вещи в массе своей — посвятительные приношения богине: статуэтки и пластинки с рельефными изображениями из слоновой кости, свинца, бронзы, представляющие богиню Артемиду или различных зверей. Подавляющее большинство пластинок сделано из слоновой кости. Как показывают найденные пластинки с незаконченными изображениями, окончательная обработка и нанесение на них орнамента производились в самой Спарте. Огромное количество этих вещей (например, в слоях VII—VI вв. до н. э. было найдено около 58 тыс. статуэток, пластинок и прочих мелких предметов) показывает, что прикладное искусство в Спарте VIII—VI вв. до н. э. достигло высокого развития. Особенно интересно то обстоятельство, что стиль изображений свидетельствует о сохранении в спартанском искусстве и религии того времени традиций и представлений микенской эпохи. Многие скульптуры из слоновой кости передают образ богини — владычицы зверей, почитавшейся на Крите во II тысячелетии до н. э. На стиле других изделий VIII в. до н. э. сказалось влияние малоазийского искусства.

Совершенно уникальными являются обнаруженные в храме терракотовые маски конца VII — начала VI в. до н. э. На некоторых масках сохранились следы раскраски. Керамические находки из святилища Орфии дают ясное представление о значительном развитии в древнейшем периоде лаконской керамики.

К еще более раннему времени (X—VIII вв. до н. э.) относится материал из другого святилища — храма Афины Халкиойкии («Бронзоводомной»), стоявшего на акрополе Спарты. Рядом с этим храмом было открыто другое небольшое святилище Афины, существовавшее в VII—V вв. до н. э. Расследование этой части акрополя дало много находок, главным образом посвятительных предметов — терракот, бронзовых изделий и т. д. Особенный интерес представляет обнаруженная в 1925 г. мраморная голова хорошей сохранности, представляющая, по-видимому, портретное изображение одного из спартанских героев эпохи греко-персидских войн, может быть знаменитого царя Леонида.

К северу от города на дороге в Мегалополь было открыто небольшое святилище VII—V вв. до н. э., существовавшее и в более позднее время.

Строительство римского времени сильно повредило древнейшие слои на территории спартанского некрополя; во многих случаях оно уничтожило их почти полностью.

Как ни были скромны раскопки в Спарте по своим масштабам по сравнению с раскопками в других центрах Греции, они дали науке значительное количество ценных сведений по древнейшей истории эллинов.

      Смотрите также

      Религия критян
      Религиозные воззрения критян за рассматриваемый период претерпели значительные изменения. В III тысячелетии до н. э. религиозные представления обитателей Крита были еще весьма примитивны. Тотемизм ...

      Тесей
      Вставай, кто не спал, Вставай, кто, как дух бродячий, Очей не смыкал! Вставайте, настал День плача! Встань, матери стон, Над морем! Земля умылась. Корабль оснащен. Афинам закон — Царь Минос. Мари ...

      В кузнице Гефеста
      Встретил Гефест на Олимпе Фетиду как желанную гостью. Нет, он еще не забыл, как она пожалела его, младенца, сброшенного матерью с неба, как укрывала девять лет в глубокой пещере, где он под неумол ...