10. Мойры - Зевс и его родичи - Мифы Древней Греции Р. Грейвс - Литература

Существуют три одетых в белое неразлучных мойры, которых Эребу родила Ночь. Звали их Лахесис, Клото и Атропос — самая младшая по чину и самая ужасная из трех.

b. Зевс, который взвешивает человеческие жизни и сообщает мойрам о своих решениях, мог потом передумать и спасти по своему желанию тех, кому Атропос готовилась отрезать нить жизни, отмеренную Лахесис и спряденную Клото на своем веретене. Да, люди утверждают, что в какой-то мере они могут сами управлять своей судьбой, избегая опасностей. Поэтому молодые боги смеялись над мойрами, а некоторые говорят, что Аполлон однажды даже споил их, чтобы спасти от смерти своего друга Адмета.

c. Другие, напротив, утверждают, что сам Зевс подвластен мойрам. В этом однажды призналась, пророчествуя, пифийская жрица, поскольку мойры являются не детьми Зевса, а детьми великой богини Необходимости (Ананке), с которой не спорят даже боги и которая зовется «Могучей судьбой».

d. В Дельфах поклонялись только двум богиням судьбы: богине Рождения и богине Смерти. В Афинах старшей из трех богинь считалась Афродита Урания.

Гомер. Илиада XXIV.49; Орфический гимн LIX; Гесиод. Теогония 217 и сл. и 904.

Гомер. Илиада VIII.69 и XXІІ.209; XVI.434 и 441—443; Вергилий. Энеида Х.814—815; Гомер. Одиссея I.34; Илиада ІХ.411.

Эсхил. Прометей 511—518; Геродот 1.91; Платон. Государство Х.617 b-e.

Павсаний Х.24.4.

1. Клото — «прядущая», Лахесис — «отмеряющая жребий», а Атропос — «та, которую нельзя избежать или отвратить». Мойра означает «часть» или «доля» (ср. доля, которую получал член родового сообщества во время жертвоприношений и общей трапезы. — Прим. ред.).

2. Зевс называл себя «водителем судеб» (Павсаний V.15.5. — Прим. ред.), став верховным божеством и получив право отмерять жребий человеческой жизни. Вероятно поэтому в Дельфах исчезает Лахесис — «отмеряющая». Однако требование Зевса считаться отцом мойр не воспринималось серьезно ни Эсхилом, ни Геродотом, ни Платоном (Зевс — отец мойр у Гесиода. Теогония 901—906 — Прим. ред.).

      Смотрите также

      41. Орион
      Охотник из беотийской Гирии и самый красивый из когда-либо живших мужчин, Орион был сыном Посейдона и Эвриалы. Придя однажды в хиосскую Гирию, он влюбился в Меропу, дочь сына Диониса Энопиона. Энопи ...

      Портретная скульптура
      История греческого портрета берет начало еще в поздней архаике. В V в. до н. э. параллельно развивались идеализованный, типовой портрет и портрет, в котором художник стремился к передаче индивидуа ...

      Вещественные источники
      Данные письменных источников в значительной мере дополняются многочисленными вещественными памятниками, сохранившимися до наших дней от всех периодов истории Древней Греции. Отыскание вещественных ...