10. Мойры - Зевс и его родичи - Мифы Древней Греции Р. Грейвс - Литература

Существуют три одетых в белое неразлучных мойры, которых Эребу родила Ночь. Звали их Лахесис, Клото и Атропос — самая младшая по чину и самая ужасная из трех.

b. Зевс, который взвешивает человеческие жизни и сообщает мойрам о своих решениях, мог потом передумать и спасти по своему желанию тех, кому Атропос готовилась отрезать нить жизни, отмеренную Лахесис и спряденную Клото на своем веретене. Да, люди утверждают, что в какой-то мере они могут сами управлять своей судьбой, избегая опасностей. Поэтому молодые боги смеялись над мойрами, а некоторые говорят, что Аполлон однажды даже споил их, чтобы спасти от смерти своего друга Адмета.

c. Другие, напротив, утверждают, что сам Зевс подвластен мойрам. В этом однажды призналась, пророчествуя, пифийская жрица, поскольку мойры являются не детьми Зевса, а детьми великой богини Необходимости (Ананке), с которой не спорят даже боги и которая зовется «Могучей судьбой».

d. В Дельфах поклонялись только двум богиням судьбы: богине Рождения и богине Смерти. В Афинах старшей из трех богинь считалась Афродита Урания.

Гомер. Илиада XXIV.49; Орфический гимн LIX; Гесиод. Теогония 217 и сл. и 904.

Гомер. Илиада VIII.69 и XXІІ.209; XVI.434 и 441—443; Вергилий. Энеида Х.814—815; Гомер. Одиссея I.34; Илиада ІХ.411.

Эсхил. Прометей 511—518; Геродот 1.91; Платон. Государство Х.617 b-e.

Павсаний Х.24.4.

1. Клото — «прядущая», Лахесис — «отмеряющая жребий», а Атропос — «та, которую нельзя избежать или отвратить». Мойра означает «часть» или «доля» (ср. доля, которую получал член родового сообщества во время жертвоприношений и общей трапезы. — Прим. ред.).

2. Зевс называл себя «водителем судеб» (Павсаний V.15.5. — Прим. ред.), став верховным божеством и получив право отмерять жребий человеческой жизни. Вероятно поэтому в Дельфах исчезает Лахесис — «отмеряющая». Однако требование Зевса считаться отцом мойр не воспринималось серьезно ни Эсхилом, ни Геродотом, ни Платоном (Зевс — отец мойр у Гесиода. Теогония 901—906 — Прим. ред.).

      Смотрите также

      Стратегические планы сторон
      Первый период Пелопоннесской войны носит название Архидамовой войны, по имени спартанского царя Архидама II, который командовал войсками Пелопоннесского союза в начале войны. Архидамова война прод ...

      Микены
      Одним из наиболее крупных центров высокой культуры, распространившейся на территории материковой Греции XVII—XIII вв. до н. э., были Микены. Греческие сказания говорят о богатстве и могуществе Мик ...

      Греки и народы Малой Азии
      Еще до описанного выше массового передвижения племен ахейцы успели поселиться в Малой Азии, и, по-видимому, уже тогда ими был основан Милет, ставший позднее ионийским. Уже в XIV в. до н. э. ахейцы ...