15. Рождение Эрота - Зевс и его родичи - Мифы Древней Греции Р. Грейвс - Литература

Некоторые утверждают, что Эрот, высиженный из Мирового яйца, был первым из богов, поскольку без него никто не может родиться. Поэтому его приравнивают к Гее-земле и Тартару, отрицая у него наличие каких бы то ни было отца и матери, если только матерью его не была Илифия, богиня — покровительница рожениц.

b. Другие утверждают, что он был сыном Афродиты и Гермеса или Ареса, или ее собственного отца Зевса; его еще считают сыном Ириды и Зефира (Западного ветра). Он был довольно своенравным мальчиком, который не выказывал никакого уважения к возрасту или положению и лишь порхал на золотых крыльях, пуская во все стороны острые стрелы и бездумно поджигая сердца своими ужасными факелами.

Орфический гимн LVIII; Аристотель. Метафизика I.4; 984b 23—30. Гесиод. Теогония 120; Олен. Цит. по: Павсаний ІХ.27.2.

Цицерон. О природе богов III.23, 59—60; Вергилий. Кирис 134; Алкей. Цит. по: Плутарх. Об Эроте 20.

1. Эрот был для Гесиода только абстракцией. Древние греки изображали его в виде Керы или крылатой «Злобы», точно так же, как Старость или Чуму, в том смысле, что неуправляемое половое влечение может быть опасным для упорядоченного общества. Более поздние поэты, однако, упрямо находили удовольствие в его шалостях, и ко времени Праксителя уже сформировался сентиментальный образ Эрота в виде прекрасного юноши. Самое известное святилище Эрота находилось в Феспиях, где беотийцы поклонялись ему как простому фаллическому столбу — своего рода пастушескому Гермесу или Приапу, но под другим именем (см. 150.a). Повествования о его родителях не требуют объяснений. Гермес был фаллическим богом, а Арес, будучи богом войны, возбуждал желание в женах воинов. В том, что Афродита была матерью Эрота, а Зевс — его отцом, есть намек на половое влечение, которое может не остановиться даже перед инцестом. Его рождение от Радуги и Западного ветра — это лирический образ. Илифия, или «покровительница рожениц», — это титул Артемиды. Обращение к Илифии должно символизировать силу материнской любви.

2. Эрот никогда не считался столь важным божеством, чтобы оказаться среди двенадцати олимпийских богов.

      Смотрите также

      Антигона
      Много в природе дивных сил, Но сильнее человека нет... Софокл (пер. Ф. Зелинского) Аргосское войско, возглавляемое семью вождями, подходит к Фивам. Все, кто не в силах держать оружие, поднимаются ...

      Пандора
      Человечеству приходится расплачиваться не только за собственные ошибки и преступления, но и за оказанные ему благодеяния, которые приближают его к богам. Так может быть осмыслен миф о Пандоре. Уз ...

      Экономические центры Греции в V в. до н. э.
      С начала V в. до н. э. ведущая роль в экономическом развитии греческих обществ, принадлежавшая ранее Малой Азии и островам Архипелага, переходит к европейской Греции. В это же время приобретает бо ...