44. Ион - Эллин и его потомство - Мифы Древней Греции Р. Грейвс - Литература

Аполлон тайно возлег на ложе с дочерью Эрехтея Креусой, женой Ксуфа. Случилось это в пещере под афинскими Пропилеями. Когда у нее родился сын, Аполлон перенес его в Дельфы, где он стал храмовым слугой и жрецы назвали его Ионом. Ксуф, не имея наследника, после долгих раздумий отправился к дельфийскому оракулу, чтобы узнать, как обрести сына. К своему удивлению, он узнал, что первый, кого он встретит, выйдя из святилища, и есть его сын. Ему повстречался Ион, Ксуф подумал, что это сын одной из менад, зачавшей от него во время дионисийских оргий много лет назад. Иону нечего было возразить, и он признал в Ксуфе своего отца. Однако Креуса была раздосадована тем, что у Ксуфа появился сын, а у нее сына не было, и попыталась умертвить Иона, предложив ему чашу с отравленным вином. Но Ион сначала совершил жертвенное возлияние богам, и прилетевший голубь испил пролитого вина. Голубь упал мертвым, а Креуса бросилась искать спасения у алтаря Аполлона. Когда жаждущий отомстить ей Ион попытался вытащить Креусу из святилища, вмешалась жрица и объяснила ему, что он — сын Креусы и Аполлона и что не следует разубеждать Ксуфа в том, что Иона родила ему одна из менад. За это Ксуфу было обещано, что Креуса родит ему Дора и Ахея.

b. После этих событий Ион женился на Гелике, дочери Селина, царя эгиалеев, от которого он унаследовал трон, а когда умер Эрехфей, он был избран царем Афин. Четыре сословия афинян — земледельцы, ремесленники, жрецы и солдаты — получили свои названия от имен сыновей, которых Иону родила Гелика.

Павсаний VII.1.2; Еврипид. Ион; Страбон VIII.7.1; Конон. Повествования 27.

1. Этот театральный миф рассказывали для того, чтобы обосновать старшинство ионийцев над дорийцами и ахейцами (см. 43.1), а также для того, чтобы вывести их божественное происхождение от Аполлона. Креуса в пещере — это, вероятно, богиня, производящая на свет новогоднего младенца или младенцев (см. 43.2) от пастуха, которого ошибочно принимают за Аполлона в пастушеских одеждах. Гелика — это ива, дерево пятого месяца, посвященного триаде муз, жрица которой использовала это дерево в колдовстве и магии вызывания дождя (см. 28.4); не исключено, что ионийцы без сопротивления подчинились этой богине.

      Смотрите также

      137. Гесиона
      Когда рабство Геракла у царицы Омфалы закончилось, он, уже не терзаемый безумием, вернулся в Тиринф и сразу же стал собираться в поход против Трои по следующим причинам. Он и Теламон (то ли по ...

      46. Терей
      Терей — сын Ареса — правил фракийцами, которые тогда жили в фокийской Давлиде. Некоторые, правда, говорят, что он был царем Паг в Мегариде. Говорят также, что он выступал посредником в пог ...

      Политические учреждения при Клисфене
      Значительные изменения произведены были и в структуре основных учреждений, и в первую очередь в афинском буле. Совет четырехсот был упразднен. Вместо него был введен новый совет пятисот, в который ...