52. Алфавит - Алфавит - Мифы Древней Греции Р. Грейвс - Литература

Три богини судьбы или, как некоторые говорят, сестра Форонея Ио изобрели пять гласных и согласные В и Т; Паламед, сын Навплия, изобрел остальные одиннадцать согласных, а Гермес перевел эти звуки в буквы, придав им клинообразную форму потому, что журавли летят клином, и именно они принесли клинопись из Греции в Египет. Это был алфавит пеласгов, который Кадм позднее вернул в Беотию, а аркадец Эвандр, из рода пеласгов, распространил его в Италии, где его мать Кармента создала известный всем латинский алфавит из пятнадцати букв.

b. После этого другие согласные были добавлены самосцем Симонидом и Эпихармом Сицилийским, а две гласные — долгое О и краткое Е — были введены жрецами Аполлона, вот почему каждой из семи струн его священной лиры соответствует одна гласная.

c. Первой из восемнадцати букв была «альфа», потому что alphe означает «честь», a alphainein — «изобретать», и еще потому, что Алфей — самая известная река; более того, хотя Кадм и поменял порядок букв в алфавите, он оставил «альфу» на прежнем месте, так как aleph на языке финикийцев означает «бык», а Беотия известна как страна быков.

Гигин. Мифы 277; Исидор Севильский. Начала VIII. 2. 84; Филострат. Диалог о героях X. 3; Плиний. Естественная история VII. 57; Схолии к «Илиаде» Гомера XIX. 593; Плутарх. Застольные вопросы IX.3.

1. Греческий алфавит создан на базе упрощенных критских иероглифов. По общему мнению ученых, первый письменный алфавит был создан в Египте в XVIII в. до н.э. и не обошелся без критского влияния. Это соответствует традиции, идущей от Аристида, который, по сообщению Плиния, считал, что некий египтянин по имени Менон («луна») изобрел алфавит «за пятнадцать лет до правления Форонея, царя Аргоса».

2. Однако есть свидетельства того, что до появления в Греции измененного финикийского алфавита там имелся ритуальный алфавит, который держали в тайне жрицы луны-Ио или три богини судьбы, причем этот алфавит был тесно связан с календарем и буквы в нем не записывались символами, а представлялись в виде прутиков, вырезанных из деревьев различных пород и соответствовавших порядку следования месяцев в году.

3. Древнеирландский алфавит, как и алфавит галльских друидов, о которых писал Цезарь, первоначально мог не предназначаться для записи, а все его буквы носили названия деревьев. Назывался такой алфавит Beth-luis-nion («береза-рябина-ясень») — по первым трем согласным. Его канонический вариант, предполагающий фригийское происхождение, соответствует пеласгическому и латинскому алфавитам, состоявшим из тринадцати согласных и пяти гласных. Первоначально буквы в алфавите шли в следующем порядке: А, В, L, N, О, F, S, Н, U, D, Т, С, Е, М, G, Ng, или Gn, R, I, причем не исключено, что именно в таком порядке их использовал Гермес. Из ирландского алфавита «оллавес» развился язык глухонемых, на котором с помощью костяшек пальцев можно выразить отдельные буквы и даже целые словосочетания. Каждая согласная соответствует одному из тринадцати 28-дневных месяцев года, начинавшегося вслед за зимним солнцестоянием, а именно:

1. 24 декабря — В — береза или дикая олива

2. 21 января — L — рябина

3. 18 февраля — N — ясень

4. 18 марта — F — ольха или кизил

5. 15 апреля — S — ива; SS(Z) терн

6. 13 мая — Н — боярышник или дикая груша

7. 10 июня — D — дуб или терпентин

8. 8 июля — Т — падуб или колючий дуб

9. 5 августа — С — орех; СС (Q) яблоня, рябина или айва

10. 2 сентября — М — виноградная лоза

11. 30 сентября — G — плющ

12. 28 октября — Ng или Gn — камыш, калина

13. 25 ноября — R — бузина или мирт

4. Примерно в IV в. до н.э. в результате изменений в религиозной системе порядок букв был приведен в соответствие с новой календарной системой: В, L, F, S, N, H, D, Т, С, Q, М, G, Ng, Z, R. Если более древний алфавит ассоциировался с Форонеем, то новый алфавит считался творением Геракла-Огмия, или Огма Солнечноликого.

5. Каждая гласная соответствовала четвертой части года: О (дрок) — весеннее равноденствие; U (вереск) — летний солнцеворот; Е (тополь) — осеннее равноденствие, А (ель или пальма) — древо рождения, а I (тисс) — древо смерти, которому соответствовало зимнее солнцестояние. Такой порядок деревьев явно прочитывается в греческих и латинских мифах, а также в сакральных традициях всей Европы и, mutatis mutandis, Сирии и Малой Азии. Богиня Кармента (см. 86.2 и 132.4) изобрела В и Т, а также гласные потому, что каждая из этих согласных вводила одно полугодие ее священного года, поделенного между царем и его танистом.

6. Журавли были священными птицами Гермеса (см. 17.3 и 36.2), который считался защитником поэтов до тех пор, пока Аполлон не присвоил себе это право. Связь между ними и алфавитом возникает потому, что древнейшие алфавитные символы были клинописными. Паламед («древний разум») со священным журавлем (Марциал. Эпиграммы XIII.75) был карийским аналогом египетского бога Тота, изобретшего буквы; его священной птицей был похожий на журавля ибис. У древних эллинов Гермес отождествлялся с Тотом (см. 162.s). То, что Симонид и Эпихарм добавили новые буквы в алфавит,— это история, а не миф, хотя до сих пор остается непонятным, почему они это сделали. Дополнения «кси» и «пси» были необязательными, а исключение аспирата (H) и дигаммы (F) обеднили канон.

7. Можно показать, что названия букв, сохранившихся в ирландском алфавите Beth-luis-nion, который традиционно считается пришедшим в Ирландию из Греции через Испанию, образовывали архаическую греческую магическую формулу, восхвалявшую аркадскую Белую богиню Алфито, которая к классическому времени уже стала колыбельной песней. Кадмейский порядок букв, увековеченный во всех букварях, вероятно возник в результате перетасовки алфавита финикийскими купцами: в торговле они применяли тайный алфавит, однако скрывали порядок букв в нем из-за боязни обидеть богиню.

Этот сложный и важный вопрос рассмотрен подробно в книге «Белая богиня» (гл. 1—15 и 21).

8. Гласные, которые добавили жрецы Аполлона, чтобы установить соответствие между гласными и струнами божественной лиры, — это, вероятно, те, которые упоминает Деметрий — александрийский философ I в. до н.э. — в своем труде «О стиле» 71: «А, например, у египтян в гимне, который поют жрецы, прославляя богов, следуют друг за другом семь гласных звуков. И звучание этих гласных в результате создаваемого ими благозвучия воспринимается как звучание флейты или кифары... Но сейчас не время продолжать рассуждение об этом».

На основе этого можно предположить, что распевание гласных в сопровождении лиры использовалось в лечебных целях в святилищах Аполлона.

      Смотрите также

      Греция накануне персидского нашествия. Деятельность Фемистокла
      Благоприятный исход Марафонского сражения отнюдь не означал еще прекращения борьбы с Персией, но лишь кратковременную передышку. А между тем в Греции, как и ранее, шла непрерывная борьба между отд ...

      Миф Платона об Атлантиде
      Рассказ Платона об Атлантиде содержится в двух его диалогах — «Тимей» и «Критий». Они получили название по главным участникам диалога — знаменитому философу-пифагорейцу Тимею и дальнему родственни ...

      55. Эмпусы
      Звавшиеся эмпусами мерзкие демоны были детьми Гекаты и носили на ослиных ногах бронзовые башмаки, если, разумеется, не правы те, кто утверждают, что у них одна нога была ослиная, а вторая — бро ...