84. Клеобис и Битон - Старшее поколение героев - Мифы Древней Греции Р. Грейвс - Литература

Клеобис и Битон были аргосскими юношами, сыновьями жрицы Геры Аргосской. Когда ей настало время исполнить обряд богини, а белые быки, которые должны были везти священную колесницу, еще не прибыли с пастбища, Клеобис и Битон сами запряглись в колесницу и потащили ее в храм, находившийся на расстоянии около пяти миль. Обрадованная их сыновьей любовью, жрица обратилась к богине с молитвой, прося ее наградить сыновей высшим благом, доступным людям. Когда же она исполнила положенный обряд, ее сыновья уснули в храме, чтобы больше не проснуться.

b. Так же были награждены сыновья Эргина — Агамед и Трофоний. Эти братья-близнецы построили входной порог храма, заложенного в Дельфах самим Аполлоном. Его оракул сказал им: «Живите весело и наслаждайтесь, как только сможете, в течение шести дней; на седьмой день ваше самое сокровенное желание будет исполнено». На седьмой день их обнаружили мертвыми в своих постелях. Вот почему говорят: «Те, кого любят боги, умирают в молодости».

c. Трофоний получил свой собственный оракул в Лейбадее, что в Беотии.

Геродот I.31; Павсаний II.20.2.

Пиндар. Цит. по: Плутарх. Утешение к Аполлонию 14; Гомеровский гимн к Аполлону 294—299; Менандр. Фрагменты греческой комедии, т. II фрагмент 111 Кёрте (Прим. ред.).

Геродот I.46; Еврипид. Ион 300.

1. Миф о Клеобисе и Битоне, очевидно, указывает на принесение человеческих жертв во время посвящения нового храма луне-богине: в Аргосе братья-близнецы были выбраны в качестве заместителей царей-соправителей и впряжены в лунную колесницу вместо белых быков, которые являлись обычной жертвой. Они, вероятно, были похоронены под порогом храма, чтобы отпугивать враждебные силы (см. 169.h). Жрецы Аполлона, очевидно, приняли этот обряд в Дельфах несмотря на то, что они отрицали луну-богиню, которой должны были приноситься жертвы, и не оставляли ей места в храме.

      Смотрите также

      Истоки греческой историографии
      Обратимся теперь к краткой характеристике тех писателей, труды которых являются основными источниками истории Греции рассмотренных выше периодов. Уже было упомянуто, что истоками греческой историо ...

      Монументальные эпиграфические источники
      Монументальные источники разбиваются по содержанию на четыре категории: государственные, храмовые, общественные и частные. Последние, выполняемые по инициативе частных лиц, освещают обычно мелкие ...

      Беотия
      Пройдя за Фермопилами горную область восточных локров, путник достигал долины р. Кефиса, нижнее течение которой было отделено от верхнего двумя, выступающими навстречу друг другу, горными отрогами ...