Геката - До Олимпа - Мифы и легенды Древней Греции - Мифы
К поколению древнейших, доолимпийских богов относилась и загадочная Геката. В предложенной Гесиодом генеалогии она — дочь титана Перса и титаниды Астерии и, таким образом, не связана с олимпийским кругом богов, но пользуется привилегиями древней богини.
В первоначальном восприятии Геката — богиня, доброжелательная к людям. Она — подательница материнского благополучия, помогает рождению и воспитанию детей, множит стада и улов рыбаков и вместе с тем дает участникам народных сходок красноречие, атлетам — успех в состязаниях, воинам — победу, путникам — легкую дорогу. Полномочия ее, таким образом, распространялись когда-то на все те области человеческой деятельности, которые впоследствии ей пришлось уступить Аполлону, Артемиде, Гермесу.
По мере распространения культов этих богов Геката утрачивает свой привлекательный облик и притягательные черты. Она покидает верхний мир и, поселившись по воле Зевса на берегах Ахеронта, сближается с Персефоной и неразрывно связывается с царством теней. Теперь это зловещая змееволосая и трехликая богиня, появляющаяся на поверхности земли лишь при лунном, а не солнечном свете, с двумя пылающими факелами в руках, в сопровождении черных, как ночь, собак и чудовищ подземного мира, среди которых ее постоянной спутницей считали ослоногую Эмпусу, способную менять облик, устрашая запоздалых путников. Именно такой представлена Геката на памятниках изобразительного искусства начиная с V в. до н. э.
Как повелительница населяющей царство Аида нечисти, Геката становится колдуньей и покровительницей волшебства, совершающегося под покровом ночи. Миф превращает ее в дочь Гелиоса и устанавливает тем самым родство с Киркой, Пасифаей и Медеей, которая пользуется особым покровительством богини.
Почитать ее теперь начинают на перекрестках дорог, где, выкопав глубокой ночью яму, приносят в жертву щенков, или в мрачных пещерах, не доступных для солнечного света.
Смотрите также
Искусство XI—VIII вв. до н. э. Развитие геометрического стиля
И скусство описываемого времени распадается на два периода. Первый обнимает десятилетия,
непосредственно следующие за эпохой крито-микенской культуры; второй период простирается
от Х до середины V ...
Гнев Артемиды
В том году, когда, словно осы из горных пещер, роем на Этолию налетели беды,
земли под злаками и виноградом дали невиданный урожай. И решил Ойней принести Деметре,
Афине и Дионису благодарственные ...
Надписи на сосудах
Начиная с самых ранних времен греки писали на глиняных сосудах, выцарапывая на
них буквы или нанося их краской. Назначение и содержание этих надписей весьма разнообразно.
Большую группу составляют ...