Греческий этнос претерпел значительные потери во время Второй мировой войны, о чём свидетельствуют д

Греческий этнос претерпел значительные потери во время Второй мировой войны, о чём свидетельствуют даже откорректированные данные Всесоюзных переписей. Если в 1939г. количество греков, которые проживали в Украине (без западных областей), составляло 127,7 тыс., то в 1959г. – 104.359, в 1970г. – 106.909, в 1979г. – 104.091.

Таким образом, греки Украины, как и представители других народов СССР, пострадали от гитлеровского нашествия, а также отличились своим вкладом в победу над врагом. Некоторые из них за свой героизм получили заслуженное признание и уважение от советской власти. Однако отношение сталинского руководства к национальным меньшинствам как к потенциальным врагам отразилось и на судьбе украинских греков: подверженные жестоким и несправедливым репрессиям, греки Крыма были выселены из мест их исторического проживания.

в) 1945-1991 гг.

В послевоенные годы греки принимали активное участие в экономичской, общественно-политической и культурной жизни советского государства.

На волне реабилитации невинных жертв сталинского режима были восстановлены имена многих греков Приазовья. Десталинизация и связанная с ней либерализация общества периода «оттепели» (конец 50-х годов ХХ ст.) дали толчок инициативам в разных отраслях общественно-культурной жизни, привели к определённому возрождению культурных традиций этнических групп Украины.

Вместе с тем, в 60-е – 70-е годы жизнь греков подчинялась общему курсу развития страны, который был нацелен на нивелирование этнокультурных особенностей, на формирование единого советского народа. Национально-культурные потребности греков соответствовали нормам интернациональной социалистической культуры и поддерживались усилиями небольшой группы творческой национальной элиты.

Во время хрущёвской «оттепели» активизировались этнографические исследования в Приазовье. На протяжении 50-70-х годов ХХ ст. прошли 12 экспедиций в греческие сёла. Научный вклад А.Белецкого и Т.Чернышевой – известных филологов-эллинистов в исследования румейских диалектов - является общепризнанным. В своих исследованиях учёные дали детальную характеристику диалектов, обосновали существование самостоятельного крымско-румейского языка и определили его место среди других языков мира, разработали крымско-румейский фонологический алфавит на основе русской и украинской графики, что способствовало активизации творческой деятельности греческих литераторов. В ходе первых экспедиций завязывались тесные деловые и творческие контакты учёных с представителями греческой интеллигенции – А.Шапурмой, Л.Кирьяковым, П.Саравасом, Г. Данченком, Л.Кузьминковым, В.Константиновым, М.Гайтан. Украинские учёные были хорошо знакомы с этнографом Эдуардом Хаджиновым, который редактировал и самостоятельно издал четыре сборника фольклора греков Донбасса.

С середины 80-х годов в результате перестройки и демократических преобразований произошёл ренессанс греческого национального движения. Начался целенаправленный процесс создания греческих обществ, изучения новогреческого языка, возрождения и развития греческой культуры, расширения связей с исторической родиной. С каждым годом консолидация греков и возрождение эллинизма в Украине происходят всё более массово и эффективно, в т.ч. благодаря конструктивной государственной этнонациональной политике независимой Украины.

Изменения государственного отношения к этническим меньшинствам обусловили расширение границ функционирования их национальной культуры, увеличение способов этнокультурного самовыражения.

Перестроечные процессы, новое законодательство, знакомство с европейскими стандартами в сфере прав человека и национальных отношений способствовали консолидации и национально-культурному возрождению этносов. В этих условиях зарождалось организованное греческое национальное движение.

Важным фактором его становления было то, что в конце 1980-х годов расширился круг образованных и энергичных представителей национальных меньшинств, которые стали лидерами и организаторами национального движения. Подвижничество тех, кто сохранил верность традициям и обычаям своего народа, стремление вывести его из состояния национального забытия, принесло изменение в жизнь греков. Первые греческие общества появились ещё в советское время.

В 1988г. в Одессе по инициативе Аристотеля Папунидиса было основано греческое общество «Эллада». Основными задачами этой общественной организации стали сохранение греческих традиций, изучение языка, возобновление активных контактов с исторической родиной. Члены общества ставили ещё одну важную задачу – ознакомить молодое поколение с историей и культурой Греции – страны, где находятся корни их предков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9