Пропорции определяются исключительно числовыми соотношениями. Расчетливо введены и оптические коррек

Пропорции определяются исключительно числовыми соотношениями. Расчетливо введены и оптические корректировки. Знаменитый скульптурный ионический фриз венчает колонны пронаоса, опистодома и стен. На нем изображено панафинейское шествие.

На восточном фронтоне изображено рождение Афины, выходящей в доспехах и с оружием из черепа ее отца Зевса, на западном же изображена сцена спора между Посейдоном и Афиной. Легенда повествует о том, что эти два бога оспаривали друг у друга владение Аттикой. Было решено, что она будет принадлежать тому, кто сделает городу самый полезный подарок. Афина принесла городу в дар оливковую рощу, Посейдон же ударом своего трезубца по скале Акрополя заставил появиться соленый водоем. Двенадцать богов, призванных в качестве арбитров, решили, что оливковая роща была более полезным подарком. Этот мифологический спор символизировал собой реальную борьбу, имевшую место между Афинами и Элевсином за верховенство над Аттикой. К сожалению, фронтоны очень сильно повреждены.

Метопы дорического ордера были развезены по разным музеям мира, но несколько из них остались на своем исконном месте. На них изображены битва богов с гигантами, сражения Лапифов с Кентаврами, бой греков с амазонками и сцены Троянской войны.

Все эти элементы были подчеркнуты окраской. Например, задник фронтонов, по-видимому, был синим. На заднике метоп присутствовали красный, коричневый и белый цвета. Ничего из этого к настоящему времени не сохранилось. Стоимость Парфенона была очень умеренной, принимая в расчет его великолепие: всего 469 талантов, тр есть 6000 драхм.

На Акрополе стояли и другие здания, в числе которых Эрехтейон, возведение которого относится к начальному периоду строительства города. Названием своим он обязан имени младенца Эрехтония. Рассказывают, что Гефест, охваченный страстью к Афине, которая отказала ему в любви, пролил несколько капель своего семени на Землю, которая породила этого младенца. Афина забрала его к себе. Позднее она послала Аглавре и ее сестрам корзину с ребенком — им было запрещено открывать ее, но, разумеется, именно это они и сделали. Они нашли там змею, обвившуюся вокруг ребенка. В ужасе три сестры бросились с Акрополя. На этом же месте разворачивалась борьба между Афиной и Посейдоном. Здесь находилась древняя деревянная статуя Афины (ксоап) — тут она была изображена пребывающей в оливковой роще. В храме имелось святилище, посвященное Афине Палладе, другое святилище было посвящено Посейдону, были особо отмечены места, где Эрехтея была поражена молнией и где кормилась священная змея Акрополя. Также там присутствовали свидетельства могущества Афины и Посейдона: источник соленой воды под плиточным полом, оливковая роща Афины на обнесенном оградой участке, принадлежавшем храму, и потайная дорожка, которая вела к садам Афродиты. Во время Панафиней тут исполнялся священный ритуал: молодая девушка отправлялась по этой дорожке в сады Афродиты, неся на голове корзину, наполненную сакральными предметами, которые она обменивала на другие, прежде чем вернуться в храм. Предполагается, что речь могла идти о фаллических предметах. Подожженный персами, Эрехтейон был восстановлен в мраморе во время Никиева мира. Находящиеся в храме коры относятся к эллинистической эпохе.

Не меньшее восхищение вызывает храм Афины-Нике, маленький шедевр Калликрата.

Дорога Панафиней, которую во время больших празднеств заполняла процессия, поднимавшаяся на Акрополь, — от этой дороги осталась лишь небольшая часть ее, — вела на Агору и пересекала ее по диагонали. Это общественное место становится к V веку политическим, коммерческим и социальным центром города. Разрушения, принесенные персами, потребовали разработки программы реконструкции, которая была осуществлена под контролем со стороны Кимона и Перикла.

На Агоре размещались гражданские здания: Толос — круглое в плане здание со стоящими с внешней стороны дорическими колоннами и расположенными внутри наоса коринфскими колоннами, в нем постоянно горел огонь города; Булевтерион — место собрания Буле, включавшего в себя маленький храм, посвященный Матери богов, и архивный зал, в V веке к ним добавился зал, имеющий ступенчатое расположение; Гиелия — народный суд. Также на Агоре находились статуи героев-эпонимов, статуи двух известных тираноубийц, панно, предназначенные для вывешивания текстов законов и указов, многочисленные крытые галереи (стоа), где размещались административные помещения, — эти галереи предназначались также для прогулок. Стоа пойкиле, большое вытянутое здание, закрытое с одной стороны стеной, а с другой — колоннами, имеющими между собой широкие промежутки, имело два этажа. Вдоль задней стены шли помещения, в которых размещались лавки или конторы. Эта галерея позволяла гуляющим укрываться от дождя или солнца и наблюдать за церемониями, которые разворачивались на Агоре. Существовало два общественных фонтана, имевших форму домиков. Один из них был сооружен Писистратом, другой был создан в классическую эпоху. В их задних стенах имелись гаргульи, имеющие форму львиных голов; вода стекала в специально приделанный резервуар. Фонтаны, сооружавшиеся в последующие эпохи, унаследовали общий план этих фонтанов. Агора была наводнена многочисленными лавками и мастерскими, размещавшимися в легких, быстро сооружаемых постройках. Лавки имели специализацию — по родам товаров, предлагавшихся покупателям. Афиняне любили совершать прогулки в этих торговых районах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8