Досуг - Известные греки классической эпохи - Известные греки

Некое идеальное состояние для грека определяется словом схоле, обозначающим одновременно досуг и отдых. Данное понятие для греков, как и для нас, означает не полное безделье, но нечто противоположное: подразумевается, что любое дело может быть сочтено важным, включая все то, что может иметь отношение к участию в жизни полиса, и так же все виды материальных удовольствий. Очевидно, что мелкий крестьянин, привязанный к тяжелым сельскохозяйственным работам, не будет рассматривать досуг как участие в социальной жизни города, скорее он отправится на Агору, с тем, чтобы посмотреть там представления кукольников и акробатов, в то время как более зажиточный гражданин, весь день посвятивший исполнению различных гражданских обязанностей, без сомнения, предпочтет симпосий в компании своих многочисленных друзей.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИГРЫ

Во все времена играм в Греции отводилось важное место. Вообще же предпочтительнее было бы говорить о состязаниях (агопах), чем об играх. Первые известные игры были организованы Ахиллом с целью почтить память погибшего Патрокла («Илиада», песнь XXIII), тут также следует упомянуть спортивные состязания, организованные Алкиноем, с тем чтобы развлечь Одиссея («Одиссея», песнь VII).

Даже если молодым людям позволяют проявлять свои индивидуальные дарования во всем их блеске в ходе различных испытаний, игры все же преимущественно сориентированы на религиозный культ. Цель их — чествовать божество, преподнося ему физические достижения тела. Если атлет одерживает победу, то считается, что имела место благосклонность богов, а не случай или же мастерство. Это побуждало великих писателей, в частности Пиндара, составлять торжественные оды в честь атлетов-победителей. Пиндар во время VI Олимпийских игр произнес: «Пусть же знает сын Сострата, что лишь благодаря расположению богов ему явилась такая удача!» Присутствие алтарей, посвященных различным богам, вблизи стартовой линии гонок колесниц, подтверждает наличествовавшую связь между играми и религией. Также клятва, которую приносят состязающиеся на куске туши хряка, приносимом на алтарь, перед статуей Зевса, и жертвы, приносимые в первый и последний день состязаний, явным образом указывают на религиозный аспект игр. Следует сказать, что Олимпия и Дельфы не были настоящими городами. На самом деле это были большие святилища. Победитель считается любимцем богов, его слава достигает огромных размеров; в родном городе ему воздают почести.

Самое знаменитое место проведения игр — Олимпия, где игры устраиваются в честь Зевса. Эти игры продолжаются примерно десять веков, конец им наступает в 393 г. по Р. Хр., когда уже происходит исчезновение античной Греции. В 1894 г. Пьер де Кубертен возрождает мировые игры — они обретают все большее значение в нашей цивилизации. Де Кубертен заимствует у греков этику игр, их ритуалы, награды и основные виды состязаний, — при этом игры дополняются более современными видами спорта. Отличие новейшей эпохи от античности проявилось в том, что во время Второй мировой войны не последовало перемирия для проведения Игр .

Игры же в Древней Греции проводятся каждые четыре года летом (июль — август), они продолжаются семь дней. Во все греческие города направляются посланцы, возвещающие о событии. Объявляется священное перемирие, останавливающее войны и распри между городами. На того, кто не следует этому правилу, налагается штраф. Организуется прием зрителей в палаточных городках. Молодые девушки имеют право посещать игры, в то время как замужним женщинам непозволительно присутствовать на них!

Первый день отводится для жертвоприношений и принесения атлетами клятвы — они должны поклясться, что подходят по следующим утвержденным критериям: они должны быть греками, полноправными гражданами и не иметь судимости. По словам Павсания, клятва должна быть произнесена атлетом, его отцом и его братьями. На бронзовой дощечке прописаны наказания для клятвопреступников: штраф и пожизненное лишение прав участвовать в играх. Сумма выплаченного штрафа идет на воздвижение бронзовой статуи Зевса — она устанавливается в святилище. Такие статуи до сих пор еще можно увидеть в ряде мест.

Соревнования продолжаются в течение пяти дней. Последний день отводится для вручения призов — венков, сплетенных из дикой оливы. Венки помещаются на роскошную доску из золота или слоновой кости, декорированную учеником Фидия. На наших Олимпийских играх медали заменили венки .

Судьи соревнований именуются элланодиками. Завершаются игры принесением жертвы и торжественным шествием.

Игры в Дельфах — Пифийские игры — устраиваются в честь Аполлона, в память о его победе над змеем Пифоном. Они включают в себя два вида конкурсов. Сначала проходит музыкальный конкурс, участники которого демонстрируют свое мастерство в трех номах. Первый ном представляет собой хоровой унисон в сопровождении кифары, второй — сольное исполнение под аккомпанемент авлоса, третий — хоровой унисон в сопровождении авлоса. Этот конкурс был упразднен в 580 г. Далее шли гимнастические и конные конкурсы. В целом основные виды состязаний там были те же самые, что и в Олимпии, с добавлением нескольких второстепенных видов. Они разворачиваются у подножия горы, на равнине Крисса, стадион же, который можно видеть там сейчас, был сооружен лишь в III веке. Игры проводятся каждые четыре года — на третий год после проведения Олимпиады. Приз победителя — венок, который сплетается из веток лавра, дерева Аполлона. На игры собирается огромное множество людей, которых, помимо прочего, привлекает сюда слава дельфийских оракулов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6