Мыла не существует. Атлеты натирают себя песком и маслом, затем скребут тело стригилем, после чего с

Мыла не существует. Атлеты натирают себя песком и маслом, затем скребут тело стригилем, после чего совершают омовение. Афиняне вместо мыла используют соду или раствор поташа, достаточно болезненный для кожи, по словам Дикеополя, персонажа одного из произведений Аристофана.

Греки моются после работы, женщины совершают омовение перед половым актом. Принято мыться перед ужином. «Поход в купальню» это практически синоним преддверия ужина.

ПУТЕШЕСТВИЯ

В целом, несмотря на свой вкус к авантюрам, греки путешествуют достаточно мало; они отправляются в другие места в основном для того, чтобы заняться поисками продуктов питания или же привезти свои собственные в города, для того, чтобы поприсутствовать на играх, или же в паломнических целях.

Дороги плохие; по сути, это проселочные каменистые дороги, столь узкие, что две повозки не могут разъехаться. Вообще повозки в качестве транспортного средства используются в очень незначительном масштабе. Существует повозка для путешествий, с двумя колесами, она бывает двух видов: род двуколки, предназначенный для перевозки двух или трех людей, и повозка с платформой для товаров — она может быть с дощатыми стенками или без них. У греков также есть военная колесница (арма) о двух колесах, ось ее очень хорошо прилажена к колесам. На дорогах в основном встречаются крестьяне на ослах, направляющиеся в город продавать свои продукты.

Эти дороги пересекают реки. Широкие же проезжие дороги являют собой исключений. Те, что проходят вокруг Афин, — лучшие, но об их состоянии мало заботятся. Ни между городами, ни в самих городах нет никаких дорожных сетей. Никогда в античной Греции не было дорожной сети, сопоставимой с римской.

Если путь не превышает десяти километров, то его проходят пешком или проезжают на двуколке, запряженной лошадьми или мулами. Для более длительных путешествий используют судно, отправляясь на нем в самый близкий к месту назначения порт, а далее продолжают путь пешком, иногда пользуются помощью раба, который несет багаж. Для Греции, ввиду того, что ее берега очень сильно изрезаны, характерно тесное взаимопроникновение моря и суши. Ни один населенный пункт в Греции не удален от моря более чем на девяносто километров, множество же деревушек находятся на гораздо более близком расстоянии от него. По словам Платона, «города расположились вокруг моря, как лягушки вокруг лужи». Самое простое и самое надежное средство — это судно, которое к тому же стоит всего несколько драхм. Следовало быть Тесеем, чтобы отправиться из Трезена в Афины по суше, вместо того чтобы следовать морским путем, гораздо более коротким и более надежным.

В Греции мало постоялых дворов и гостиниц, по крайней мере, достаточно известных. Странник, не имеющий связей, рискует заночевать под чистым небом, если только кто-нибудь не проявит по отношению к нему гостеприимства, а это, следует заметить, фундаментальная институция греческого мира.

ОХОТА И РЫБНАЯ ЛОВЛЯ

В своем произведении «Об охоте с псами» Ксенофонт говорит, что каждый юноша должен уметь охотиться. Многие афиняне считают охоту спортом и часто практикуют ее. В Спарте даже дошли до охоты на илотов, то есть имела место охота на человека.

В древние времена, в микенскую и архаическую эпохи, горы населяло множество диких зверей, в первую очередь волки. Но охотятся прежде всего на кабана, оленя, на зайцев, на птиц, в частности, на перепелов, куропаток, дроздов и жаворонков.

Наиболее часто применяемые средства в охоте — это ловушки, силки, пружинные капканы, а также западни для крупной дичи. На дне ямы к стойке привязывают ягненка. Сверху яму прикрывают выложенные ветки. Хищник, услышав блеяние, заходит на это место под его весом ветки ломаются, и он падает на дно ямы.

На птиц охотятся с луком и стрелами, а также при помощи пращи и камней. Также можно использовать дротики и палки.

На некрупную дичь, в частности на зайцев, охотятся при помощи ловушек или сетей, попавшее в них животное сразу же убивают. Прочность сетей зависит от того, на каких животных устраивается охота. Самые маленькие и самые тонкие сети (аркис) изготовлены плетением из 3-х нитей, их длина — 1,15 м, а высота — 1 метр. У самых твердых сетей (энодия), полотна которых получены сплетением 12 нитей, длина от 4 до 9 метров. Самые твердые 16-нитевые сети (диктион) достигают в длину от 20 до 30 метров. Охотника называют «кинег» — «заправляющий собаками». Ксенофонт очень подробно описывает породы собак и способы их дрессировки. На многочисленных изображениях на вазах представлены собаки, задействованные на охоте.

Важным промысловым занятием является рыбная ловля, однако она считается менее благородным делом по сравнению с охотой. Платон советует грекам никогда не предаваться жажде «морской охоты, уженья рыбы, вообще охоты на водных животных, совершается ли это безделье днем или ночью, с помощью верши» («Законы», 823, е). По мнению Плутарха, это занятие недостойно свободного человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6